На портале «Правмир» уже несколько месяцев идет дискуссия о патриотизме. Что такое патриотизм сегодня? Можно ли быть патриотом за границей? Как воспитать детей в духе патриотизма? Что делать, когда искажение исторических фактов в угоду политическим тенденциям становится нормой? Яркий пример тому — недавнее признание равными нацизма и сталинизма в документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
«Можно ли добиться того, чтобы искусство, особенное массовое, служило делу патриотического воспитания молодежи? Как это сделать? Какие моменты русской истории следовало бы популяризировать в первую очередь?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что национальное самосознание сейчас деградирует.
«В советское время государственная власть раздавала заказы художникам, и так было создано немало хороших произведений искусства (хотя, естественно, почти на всех чувствуется идеологический пресс). Сейчас же ситуация иная. Художники внутренне свободные, имеющие правильные духовно-нравственные ориентиры, нашей современной массовой культуре не нужны, не нужны большей части нашего общества, особенно представителям средневозрастной и молодежной аудиторий. Да и на верхних этажах государственной власти также не видно особой заинтересованности в появлении произведений, имеющих здоровую духовно-нравственную составляющую. Так что мы имеем дело с элементарной деградацией национального сознания»,- сказал он.
«Нужно сделать резкое разграничение между собственно массовой культурой и так называемой «поп-культурой», между которыми в последнее время ставится почти знак равенства. Но последняя есть самая низкая из культурных форм человечества, абсолютно пошлая, рассчитанная на отсутствие какого-либо вкуса, и в то же время действительно массовая. Поэтому, может быть, и неплохо, что явления духовной жизни, нравственности и истории такой «культурой» не воспринимаются», — добавил отец Владислав.
«Конечно, хорошо бы снимать как можно больше хороших фильмов на историческую и патриотическую тему. А если просто сидеть и ждать, то можно ничего и не дождаться. Но вот сил, в этом заинтересованных, я как-то не вижу», — с горечью заключил он.
Священник Олег Шалимов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, отметил, что российское телевидение установило заслон против кино, несущего нормальную человеческую мораль.
«Наш современный кинематограф во многом уступает советскому, несмотря даже на то, что тот находился полностью под контролем чиновников. Кстати, среди лучших фильмов о войне, на мой взгляд, — фильм о Курской битве из первой части киноэпопеи «Освобождение». Но как раз лучшим фильмам труднее всего попасть на центральные каналы. Еще, видимо, слишком крепки барьеры пошлости и безнравственности на нашем ТВ», — сказал он.
«Фильмов исторической и патриотической тематики сейчас создается очень мало. А целый жанр «детского» кино почти совсем исчез», — заметил священник.
«В последнее время наметились кое-какие изменения к лучшему. Стали, наконец, появляться по-настоящему сильные фильмы и научно-популярные проекты. Здесь можно назвать и «Тараса Бульбу», и «Падение Византии» о. Тихона (Шевкунова), и Карамзинские чтения на ТВЦ. Конечно, не все здесь безупречно, со многим можно спорить. Но сам факт появления подобных проектов говорит о том, что у нас есть талантливые люди, готовые работать с этой темой. Но нужно еще расшевелить и само общество, заинтересовать огромные массы людей патриотической темой, создать благоприятные условия для вхождения этой темы в массовую культуру», — считает он.
«Мне кажется, что и государственные структуры, и различные общественные организации могли бы более активно способствовать этому процессу, благо наша отечественная история насыщена и героями, и событиями, о которых можно снимать прекрасные фильмы для самой широкой аудитории», — заключил батюшка.
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, отметил, что без патриотизма, без исторической памяти народ превращается в «население».
«В первую очередь надо сказать, что очень многие славные события, которые были в нашей стране, в том числе такие победы, в которых наш народ выдержал суровые испытания, нашел в себе силы, чтобы подняться, сломить хребет врагу, проявив необычайное мужество и героизм, ни в коем случае нельзя забывать. О них нужно рассказывать, нужно напоминать как через СМИ, так и через произведения искусства, и через выступления знаменитых людей, и другими способами», — сказал он.
«Общество должно находить средства, чтобы культивировать в себе патриотические настроения. Если мы это не будем делать, а будем культивировать другие настроения и другие стремления, то и будут расти у нас Иваны, не помнящие родства. Мы сегодня можем передать детям благодать родного Отечества, благодать того места на Земле, где мы родились, где могилы наших предков», — подчеркнул священник.
«Народ тем и отличается от населения, что у него есть прошлое и будущее. Это у населения нет даже будущего, потому что ему все равно где жить, лишь бы была кормежка. А для народа очень важны и могилы предков и та перспектива, которая уготована для детей, для будущего. Очень важно думать о будущем. Очень важно помнить, что мы не просто последние, кто на этой земле живет, а мы звено в цепи поколений, и очень важно, как о нас будут думать наши потомки. Как о тех, кто построил сильное государство, или как о тех, кто оставил им в наследство развалины, пепелище, руины», — сказал он.
«Память народная должна быть насыщена великими событиями нашей истории, это должно культивироваться, развиваться. Такие победы, как Курская дуга, достойны не только красных дат в календаре, но и действительно изучения, отражения в образах, умах, сердцах», — сказал отец Александр.
«Церковь выступает поборницей патриотического воспитания людей. Машина оболванивания масс путем СМИ настроена на то, чтобы люди не думали, где они живут, что это за земля, кто их предки, почему они должны иметь такие сокровища, как родину, мать, веру, зачем это вообще надо. Герои — это те, кто отдал жизнь свою за други своя, по слову евангельскому. Это понимание только должно быть у нашего народа», — заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает, что массовая культура должны быть направлена не только на патриотическое воспитание. Возрождение нравственности, семейных ценностей также должны, по его мнению, запечатлеться в ярких образах.
«Несомненно культура, особенно массовая, способна воспитывать патриотические чувства. В этой области американцы на самом деле провели огромную работу, целью которой было формировать любовь к своей родине. Это очень патриотичный народ. Это не одна и не две ленты. Во всех фильмах, где так или иначе присутствует историческая тематика, четко проводится линия, что американцы самые лучшие. И это очень правильный подход. Нужно формировать у детей, особенно у тех, что выросли в век компьютерных технологий, в условиях, когда господствуют СМИ, какие-то образы родной истории», — сказал он.
«Советская пропаганда этим тоже занималась. Она формировала определенную базу и достигала определенных успехов. Старые ленты про Великую Отечественную хоть и не всегда соответствовали действительности, но формировали гордость за свою страну, любовь к своей родине», — добавил священник.
«Но для такого воспитания через искусство и СМИ нужно желание вкладывать силы и средства в будущее нашей страны. Американцы вкладывали колоссальные средства в киноиндустрию. Историческуие фильмы требуют немалого количества денег и понимание необходимости таких вложений», — отметил он.
Священник перечислил исторические события, которые могли бы дать сюжеты для историко-патриотических фильмов: «Это Куликовская битва, — первая, еще неполная, но все же победа над Ордой; это события Смутного времени, когда наша страна смогла побороть польских интервентов, события отечественной войны 1812 года. Если брать ярких личностей, то конечно это Суворов, Ушаков, Александр Невский. И понятно, что это события Великой Отечественной, которые ближе всего к нам и по времени и по восприятию, на основании которых можно вести серьезную пропагандистскую работу», — заключил отец Андрей.