Можно ли заблудиться в религиозном интернете?
Решила я однажды купить себе пиджак, рассматриваю в магазине понравившуюся модель. Продавец подсказывает: «Хорошее качество. Наша фабрика, подмосковная». Я в недоумении показываю на этикетку, где красиво вышито «Made in Italy ». «Девушка, – восклицает продавец, – ну неужели такую надпись сложно на машинке настрочить?! Конечно же наша фабрика, подмосковная».
Наши времена высоких технологий позволяют не только на швейной машинке настрочить « Сделано в Италии», но и на компьютере набрать «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия» на любой книге или Интернет – сайте. Если еще не указать на издании контактной информации, как это часто бывает, то, скорее всего, это пройдет безнаказанно. Правда, если благословение Его Святейшества ставить все же стесняются собственноручно, то вот «по благословению старцев» (каких старцев не объясняется) стоит на очень многих книгах.
В Интернете и того проще – сделать свой сайт можно за 5 минут, а уж за содержание ты вроде бы и не перед кем не в ответе. Все это приводит к тому, что на сегодняшний день в сетевом пространстве работает огромное количество оккультных, сектантских и раскольнических сайтов, по форме, вроде бы напоминающих православные – иконы, проповеди, праздники, «сайт священника N » – может быть написано в заглавии, а разобраться в том, кто стоит за этим именем, и насколько все написанное на сайте соответствует православию – многим читателям или недосуг или просто не под силу. А затем на многие сайты, в том числе и к нам в редакцию, приходит множество писем, в которых читатели делятся своим недоумением – почему на таком – то сайте священник пишет такие вещи?! Разве же это православно? А потом оказывается, что вовсе это и не православный священник, но сайт, тем не менее, прекрасно, в том числе и коммерчески, раскручен в Интернете, навязывается во всех рассылках и поисковиках. Один из ярких тому примеров – сайт Олега Моленко. причем, отличить сайт православный от сайта сектантского часто непросто и человеку хорошо знакомому с православным интернетом. Иногда и на православных сайтах можно встретить ссылки на православные статьи, размещенные на сайтах черной магии.
Одним из самых верных способов ограждения и помощи в выборе сайтов для чтения является составление списка или каталога выверенных православных сайтов. Самым крупным и авторитетным каталогом православного Интернета на сегодняшний день является портал «Православное христианство.ру«. В этот каталог, входящий в состав Сообщества православных веб–разработчиков, принимаются сайты, проверенные редакцией проекта. Интернет – страницы группируются по тематике: монастыри и епархии, семья и воспитание детей, службы знакомств и сайты о кино и литературе. Таким образом, читатель сразу может ознакомиться со всеми Интернет – страницами, посвященными, скажет, тематике паломничеств. Каталог существует одновременно на многих языках. В 2006 году при активном участии «Православного христианства» прошел первый конкурс православных Интернет – сайтов «Мрежа».
Другим ориентиром в мире православного Интернета стал вышедший в 2007 году справочник Ксении Лученко «Православный Интернет» (Издательский Совет Русской Православной Церкви). Автор – выпускница факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и обозреватель газеты «Церковный вестник» занимается мониторингом и анализом православного Интернета с 2000 года. Справочник содержит как серию интервью со священноначалием и духовенством Русской Православной Церкви, а также специалистами в области Интернет – технологий, в которых обсуждаются проблемы и перспективы православного Интернета, так и описание наиболее известных и авторитетных православных сайтов, также сгруппированных по темам.
В своем интервью сборнику митрополит Минский и Слуцкий Филарет говорит о той большой пользе, которую приносят православные Интернет – проекты, а также напоминает об ответственности, которую накладывают на людей высказывания и статьи, распространяемые в сети Интернет. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин отмечает безграничные возможности Интернет – проповеди, а также комментирует связанные с виртуальным миром проблемы духовной жизни. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий подчеркивает, что новые технологии подразумевают не только размещение информации, но и диалог.
В сборнике также представлены интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным, протоиереем Максимом Козловым, игуменом Петром (Мещериновым), священником Владимиром Вигилянским, диаконом Андреем Кураевым, а также редакторами крупных интернет – проектов.
Во второй части сборника Интернет-сайты классифицированы по следующим рубрикам: Синодальные отделы, Епархии и монастыри, Новости и праздники, Интернет – журналы, Сетевые версии печатных СМИ, поиск и систематизация информации, телевидение и радиовещание, Богослужение, Библиотеки, Дела милосердия, Дела семейные, Мобильный контент.
Автор рассказывает об истории развития сайтов, анализирует их современное состояние, отмечает сильные и слабые стороны в проектах. Подобное построение описания имеет свои положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, такой подход неминуемо приводит к некоторому субъективизму в оценке сайтов, не со всякой оценкой проекта представляется возможным согласиться. Например в сборнике критикуется дизайн Интернет – журнала «Матроны.ру» как созданный в стиле 90–х годов, однако многие профессиональные дизайнеры высоко отзываются о дизайн – решении портала.
С другой стороны, именно авторское описание делает подобную классификацию интересной, познавательной; написанное живым языком, оно позволяет получить представление не только о ведущих Интернет – сайтах, но и о всем состоянии современного православного Интернета.
В справочнике также приводится множество рекомендаций для тех, кто только еще начинает создавать свой православный сайт.
Думается, что знакомство со справочником будет полезно для всех, интересующихся современным православным Интернетом.