– Празднование Масленицы – это язычество или все-таки это событие стало христианским?
– Мне кажется, что современное празднование Масленицы, народные гуляния со сжиганием чучела и поеданием блинов – это и не первое, и не второе. Здесь, безусловно, уже нет никакого серьезно присутствующего язычества, но нет и какой-то христианской составляющей. Сегодняшнее празднование Масленицы – постмодернистский продукт, когда все эклектично смешано, без попыток найти какое-то осмысление. Масленица – это классический вариант праздника ради праздника, с коммерческой составляющей, как, допустим, день святого Валентина, который мы энергично отрицаем.
Говорить про какие-то духовные корни, чем дальше, тем менее возможно. Если когда-то Масленица была действительно важным христианизирующим фактором, попыткой культурного примирения, то сейчас найти в ней какой-то духовный смысл затруднительно. И в этом плане любая популяризация Масленицы именно с церковной позиции мне кажется странной. С позиции внешней, со светской все понятно: это определенного вида эрзац отечественной народной культуры.
– Но в воскресных школах в последнюю неделю перед Великим постом как раз проводятся праздничные мероприятия – игры, поедание блинов?
– Если говорить про воскресные школы, то это как раз один из самых простых и мирных форматов. Как раз в детском возрасте это имеет смысл. В Ветхом Завете Бог указывает на простейшую прямую педагогику, которая осуществляется за пасхальным столом: когда спросит тебя сын твой, зачем мы готовим этого пасхального агнца, зачем мы едим пресные хлебы, то ты расскажешь ему историю Исхода.
То есть через что-то простое и внешнее хорошо идти к объяснению важного, внутреннего.
Праздничная неделя перед постом – возможность говорить о церковном календаре, о его движении, о периодичности, о динамике церковного года, но, пожалуй, самое важное – о мирном духе и прощении обид.
– Что же делать взрослым, если перед Великим постом хочется попраздновать, поесть блины?
– Если просто расставить все акценты, то никакой проблемы не будет. Да даже традиционные названия дней Масленицы, к кому в какие дни хорошо и правильно пойти, вполне могут быть осмыслены в контексте грядущего Прощеного воскресения. Если человеку не хватает сил в течение года подойти к такому серьезному вопросу, как прощение, а здесь ему представляется такой простой и удобный повод – почему бы не попытаться решить конфликты и прийти к миру в рамках похода в гости, чаепития? Чтобы идти к Прощеному воскресенью уже не формально, а с испрошенным и полученным прощением.
Да вообще любая добрая встреча – это хорошо. Если мы не переступаем каких-то границ, не делаем эту неделю форматом веселого праздничного карнавала с обильным чревоугодием, то неделя, которую называют Масленицей, может стать поводом к хорошему, настоящему, глубокому общению. Как, например, христианину совершенно не зазорно отпраздновать гражданский Новый год, поздравить своих близких и явить ту самую любовь – от человека к человеку – в самых обычных обстоятельствах.
– Христианину не стоит пугаться сжигания чучела на разных праздничных мероприятиях – в школах, например, или на городских гуляниях?
– Нет, конечно. Во-первых, из соображений, что, по слову апостола Павла, идол в мире – ничто. А во-вторых, я подозреваю, что устроители мероприятий не считают, что они совершают какое-то ритуальное действо. Никакой языческой составляющей тут явно нет. Странно, если верующий человек начинает ругаться на происходящее, называть это язычеством. Есть риск в попытке некоего миссионерского порыва оказаться миссионером совершенно противоположной стороны. То есть, пока «миссионер» сам не принес эти смыслы, их здесь никто бы и не увидел.
– Подытоживая: в последнюю неделю перед постом можно просто расслабиться и праздновать, помня о том, что впереди – Великий пост?
– Священное Писание говорит: «Для чистого все чисто» (Тит. 1:15). И смысл в том, что и в подобного рода праздниках мы, безусловно, можем и должны найти действительно хорошее, здоровое, целостное смысловое зерно, которое там присутствует.
Важно только искать некоего духовного обновления, не завязанного на определенный период, понимания. Мы, действительно, подходим к порогу духовной весны, но не планируем лишь обновиться за пост, а потом обнулить все за Светлую неделю. Нет, мы надеемся, что каждый из этих пройденных нами постов становится для нас не витком цикла, а шагом по лестнице, от ступени к ступени. И, вступив на нее, мы уже не должны свалиться назад.
В этом плане та же самая Масленица может быть нами рассмотрена как подготовительный этап к посту. Важно только, чтобы за круглым блинчиком мы не прошли мимо Солнца Правды.