Сегодня Церковь празднует память мученицы Дросиды Антиохийской. Позднее предание называет ее дочерью римского императора Траяна. Траян не был особенно жестоким гонителем христиан. Анонимные доносы на них он вообще запрещал принимать, а в целом претензии к ним были скорее формальные: христиане ни в какую не хотели связываться с языческим государством и не «регистрировали» свои общины.
Вообще же он был хорошим императором (под таким названием и вошел в историю): расширил Римскую империю в ходе завоевательных походов, обходился в основном без репрессий, прославился как справедливый и порядочный человек. Есть даже такая легенда, что святитель Григорий Двоеслов взмолился со слезами ко Господу, чтобы тот помиловал этого достойного правителя, освободил от ада. Дальше есть две версии: что Господь внял молитвам святителя и облегчил его муки и что Он вообще спас Траяна, которого, таким образом, можно считать крещеным слезами святителя Григория.
Ни в одном историческом источнике ничего о том, чтобы у императора была дочь — тайная христианка, им самим и казненная, — не сказано.
Так что данное житие интересно скорее рецепцией — как эта история вообще была принята верующими.
Сюжет прост. При императорском дворе обнаруживают, что кто-то ворует тела казненных христиан. Некий придворный сановник Адриан, жених императорской дочери, предлагает поставить у тел охрану. Той же ночью задерживают пятерых девушек, а с ними — некрещеную царевну Дросиду. Оказывается, она, услышав о подвиге христианок, решила к ним присоединиться.
Возмущенный Траян дочь заключил в темницу, а ее подруг жестоко казнил: они были сварены в расплавленной меди. Из этой меди были сделаны треножники и поставлены в новопостроенной бане. Баня, однако, стала несчастливым местом: все, кто в нее входили, по неизвестной причине умирали. По совету жрецов треножники опять расплавили и сделали из них пять статуй, изображающих погибших девиц. Той же ночью Траян увидел сон: пять пасущихся овечек и пастуха, который сказал, что скоро к ним присоединится и Дросида. Траян не вразумился видением и продолжил репрессии против христиан: распорядился раскалить огромную печь и всем, кто отказывался принести жертвы богам, велел броситься в нее.
Услышав об этом приказе отца, Дросида вышла из темницы мимо заснувшей стражи, помазала сама себя миром и крестила себя в ручье, так как не нашла христианского священника. После этого она молилась и постилась еще неделю, а затем вошла в печь.
Конечно, эта история вряд ли достоверна — по крайней мере, ранние источники о ней, как сказано выше, не упоминают. Да и на поведение Траяна описанное в житии совершенно не похоже. Но факт остается фактом: в Константинопольский синаксарь оно вошло, то есть было предназначено даже для чтения за богослужением. А это значит, что Церковь признала вместе с ним очень странную вещь: оказывается, христианином можно стать без формального ритуала, совершения Таинства Крещения. Конечно, существовали примеры, когда некрещеные люди исповедовали себя христианами и тут же бывали казнены. Но Дросида не была казнена.
Она пошла на смерть сама, по собственной инициативе, зная, что на эту смерть в принципе берут только христиан. И чтобы быть достойной ее, она крестила себя сама.
Значит ли это, что Церковь признает отказ от священства и совершения Таинств? Разумеется, нет. Случай Дросиды — исключительный во всех отношениях. И суть его, конечно, не в том, что, механически погрузив себя в воду и намазав определенным ароматическим составом, можно стать христианином. А в том, что Господь видит сердце человека, готовое к тому, чтобы быть названным Его возлюбленным чадом, чтобы жить ради Него и умереть за Него.
«Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!» (Пс.56:8-12).