Борьба добра и зла по мере взросления человека переходит из детских сказок в реальную жизнь. Этот выбор совершается ежедневно, даже в самых незначительных мелочах. В книге «Мудрые мысли», которая вышла в издательстве «Никея», собраны высказывания, диалоги и истории святых подвижников первых веков христианства — золотого века монашества.
Предисловие
Наши представления об окружающем мире еще в детстве складываются через понятия «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». В каждом из нас есть и внутренний судья. Это совесть. Недаром совесть именуется гласом Божьим. Без чуткости к голосу совести душа человека приходит в плачевное состояние и поражается тягой к различным порокам. А совесть имеет свойство замолкать, если человек постоянно пренебрегает ею. И тогда появляются искаженные представления о добре и зле.
Один христианский миссионер спросил представителя африканского племени готтентотов: «Что такое плохо?» Готтентот ответил: «Это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот и похитит мою жену». «Что такое хорошо?» — спросил миссионер. «А это когда я побью моего соседа, угоню его скот и похищу его жену». Не уподобляемся ли и мы готтентоту в погоне за удовольствиями и материальными благами?
Господь Иисус Христос, изливающий свою любовь и милосердие на кающихся грешников, жестко обличал духовных вождей народа, досконально знавших Писание и ревностно выполнявших сотни религиозных предписаний. У готтентота и у фарисея, как это ни странно, есть общая платформа — это искаженные представления о добре и зле. А виной этому искажению всегда бывает эгоизм. Ведь в основе Божественного учения и человеческой совести заложена противоположная эгоизму жертвенность: любовь определяется готовностью жертвовать, ведь и Христос взошел на крест ради нашего спасения.
Жертвенность и чистота совести всегда находили наиболее полное выражение в монашеском служении. Святые отцы золотого периода монашества подвизались в пустынях, убегая от сытой привилегированности, входившей во внешнюю жизнь христианской Церкви вместе со статусом официальной религии Великой Империи. Мысли этих древних отцов о добре и зле, мысли евангельские, — глубокие и мудрые, но по-детски доступные и простые, — могут помочь каждому из нас применить их к своей совести и своей жизни.
***
Один из отцов увидел некоего согрешающего. Горько заплакал тогда старец и сказал:
― Сей ныне пал, а я — завтра.
***
Некий брат попросил авву Антония:
― Помолись обо мне.
Старец ответил:
― Ни я, ни Бог не помилует тебя, если сам себя не помилуешь и не благоугодишь Ему.
***
Авва Иосиф был прославляем людьми как великий подвижник.Как-то за советом к нему пришел один из братьев. Сокрушаясь, он задал мучивший его вопрос:
— Что мне делать, отче? Я не могу переносить скорбей, ни работать, ни подавать милостыню.
― Если ничего из этого ты не можешь исполнить, то по крайней мере храни совесть свою в отношении к ближнему. Удаляйся от всякого зла ― и спасешься, ― отвечал ему старец.
***
Жил некогда старец, к которому многие приходили, чтобы узнать средства к обретению смысла жизни и чистоты сердца.
― Авва, скажи мне, как спастись? — задал ему вопрос один из пришедших.
Старец ответил:
― Если ты хочешь спастись, то, когда приходишь к кому-нибудь, не начинай говорить, пока не спросят тебя.
Пораженный сим словом, путник поклонился старцу и сказал:
― Поистине много читал я книг, но такого наставления еще не знал. ― И пошел, получив большую пользу.
***
Авва Палладий говорил своим духовным чадам:
― Душа, любящая Бога, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому, что знает. Если же не хочет исполнять ни того, ни другого, то она страдает безумием. Ибо начало богоотступничества есть пресыщение учением и словом-то есть тем, чего жаждет душа боголюбца.
***
Один искренне желавший перемениться брат спросил аввуСисоя:
― Почему страсти не оставляют меня?
— Потому, что сосуды их внутри тебя, — отвечал мудрый старец. ― Отдай то, что принадлежит им, — и они удалятся.
***
Вразумляя иноков, некий старец говорил:
― Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плод.
***
Как скорее найти Бога — постом, трудом, бдением, или милостынею? Спросили о том старца.
Христолюбивый и сострадательный, с улыбкой на устах он отвечал инокам:
― Многие изнурили плоть свою безрассудно ― и не получили от того никакой пользы. Уста наши дышат постом, мы наизусть изучили Писание, а чего ищет в нас Бог, того не имеем: страха Божия, любви и смирения.
***
Некий из святых отцов, бывший для своих чад духоносным наставником, говорил, что одинаково нужно беречься как хвалы в свой адрес, так и осуждения ближнего.
― Почему так? — спросили его чада.
― Никто ничего не знает. Разбойник был на кресте и за одно слово оправдался. Иуда был сопричтен к апостолам, и в одну ночь погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто творящий добро да не хвалится: все, кто надеялся на себя, пали в одно мгновение времени.
***
Старец в монастыре никогда не заглядывал во внутреннюю келью инока. Но однажды увидел, как тот употребляет пищу в нарушение поста. Тогда авва сказал:
― Чудное дело! Мы совершаем молитвы, представляя Бога пребывающим повсюду и слушающим слова наши; а когда грешим, то делаем так, как бы Он не видел нас.
Читайте также:
Протоиерей Алексий Уминский: Литургия как центр жизни христианина