Содержание статьи
Модест Мусоргский. Биография
Он был желанным гостем на концертах Петербургского дворянства. После школы ему предстояло стать кадровым военным, учился он старательно. В то же время Мусоргский сочинил первое собственное музыкальное произведение — пьесу для фортепиано. Эту работу он посвятил своим товарищам по юнкерской школе, их дружбе.
Юность и творчество
Модест Мусоргский думал о том, как совместить военную службу со своим увлечением музыкой. Онслужил в Преображенском полку, где организовал кружок любителей музыки. Члены кружка вместе посещали театры слушали оперу и обсуждали услышанное. Он был знаком с А. Доргомыжским и Н. Римским-Корсаковым.
Службу в армии Мусоргский оставил со словами: «Соединить военную службу с искусством — дело мудреное».
Музыка была его приоритетом. Тогда де появилось содружество, которое получило название «Могучая кучка». В 1858 году Мусоргский стал работать над оперой «Эдип в Афинах». Эта работа так и осталась незаконченной. В поисках своего стиля Мусоргский решался на музыкальные эксперименты. Его первые произведения не знали успеха, но он не обижался на критику. В 1861 году Мусоргский создал инструментальное произведение «Интермеццо». Его оценили высоко. Эту композицию Мусоргский написал под впечатлением от наблюдения за крестьянами и их жизнью, работой, бытом.
Первая опера, над которой работал Мусоргский «Саламбо» осталась незавершенной, однако, свои наработки композитор использовал для создания оперы «Борис Годунов». Однако её части композитор использовал оперы Борис Годунов. Когда этот масштабный труд был наконец окончен, его передали дирекции Императорских театров. Однако поставить её удалось лишь в 1874 году. Несмотря на неоднозначную реакцию прессы, опера былоа известна и любима народом. Члены «Могучей кучки» приняли ее не слишком тепло, но Мусоргский не сдавался и не оставил творчество.
Мусоргский приступил к созданию «Хованщины», он тщательно изучал исторические документы, серьезно отнесся к своему труду, но его здоровье ухудшалось, а отношения с членами «Могучей кучки» портились, начались трудности с деньгами, работа шла медленно.
Последние годы
Оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре стали показывать в усеченном виде, цензура не допустила финальную сцену. Для Муоргского это стало ударом. Он писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе».
В 1880 году Мусоргский был уволен с официального места работы Ревизионной комиссии Государственного контроля. С тех пор он жил на подарки друзей, которые собирали ему ежемесячно небольшую сумму и давал частные уроки. В 1881 году его выселили из квартиры за неуплату, здоровье его становилось все хуже.
Мусоргского поместили в Николаевский военный госпиталь, где он снова стал работать над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Закончить работу композитору не удалось. 28 марта 1801 года Мусоргский скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище. Там великий композитор, недооцененный при жизни, покоится и сейчас.
Произведения Мусоргского
оперы:
- Саламбо (1863-1866, не окончена)
- Женитьба (1-е д., 1868)
- Борис Годунов (1869; 2-я ред. 1872)
- Хованщина (1872-80)
- Сорочинская ярмарка (1874-80)
для оркестра:
- скерцо B-dur (1858)
- интермеццо (1867)
- Ночь на Лысой горе (1867)
- марш Взятие Карса (1880)
для фортепиано:
- Картинки с выставки (1874)
для хора и оркестра:
- хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860)
- Поражение Сеннахериба (1867)
для хора, солистов и фортепиано:
- Иисус Навин (1877)
для голоса с фортепиано
- сборник Юные годы (1857-1865)
циклы
- Детская (1868-72)
- Без солнца (1874)
- Песни и пляски смерти (1875-77)
песни и романсы
- на сл. Н. А. Некрасова (Калистрат, Колыбельная Ерёмушке)
- Т. Г. Шевченко (Гопак, На Днепре)
- А. В. Кольцова (По над Доном сад цветёт, Пирушка)
- А. К. Толстого (Рассевается, расступается, Спесь)
- Голенищева-Кутузова (баллада Забытый)
- А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло)
Читайте также:
- Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
- Мишель Петруччиани. Музыка вопреки