Ошибки начинаются с первого же предложения. Просто перечислим:
1. О возникновении праздника Крещения Господня говорят не летописи. Об этом говорят проповеди, законодательные акты и другие документы.
2. Иоанн Креститель – не священник.
3. Иоанн Креститель не только не предлагал Христу каяться в грехах, но и не хотел Его крестить, понимая, что отпущение грехов Ему, безгрешному, не требуется.
4. «Дать обещание себе и Богу следовать своей судьбе» – комментарии излишни.
5. Воды Иордана освящать было совершенно ни к чему. Они как раз Христом и были освящены.
6. О Крещении Господнем повествует не легенда, а четыре Евангелия.
7. Но даже в самых наивных народных пересказах голубь на плечо Спасителя не садился и тем более не разговаривал человеческим голосом. Это автор, наверное, перепутала с Валаамовой ослицей.
8. Да и фраза с небес была не «это сын мой, носящий в душе своей мое благословение». На самом деле фраза звучит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», то есть «Это Мой любимый Сын, в Нем Моя отрада».
9. Действительно, есть множество людей, которые считают, что для избавления от грехов надо искупаться в крещенской воде, перекрестившись и трижды окунувшись в нее. Но зачем же тиражировать это суеверие? Для избавления от грехов надо перестать грешить. И покаяться. Для этого даже Таинство Покаяния существует – прийти на исповедь, рассказать о своих грехах и больше так не поступать.
10. Очень верно замечено, что пьяным и объевшимся лезть в прорубь нельзя, потому что пьянство и чревоугодие – грехи. Да и то, что купанию должна предшествовать храмовая молитва – правильно. Вот только цель и средства перепутаны: в храм стоит сходить ради праздника, помолиться там можно и нужно не только своими словами о себе и близких (само по себе, кстати, это очень хорошо), но и с другими верующими за Литургией – а потом, если есть желание, можно и в купель окунуться. Или не окунаться.
11. Одежда для купания – вопрос, не имеющий значения. На закрытых купальнях купаются по очереди без одежды вовсе, в Иордане (правда, он не прорубь, а река) по местной традиции купаются в белых рубашках, напоминающих крестильные… Но самое главное: купание – это вообще не главная и не обязательная часть праздника, она не заслуживает пристального внимания – целой статьи!
12. К полезным медицинским советам придраться сложно: не стоять на льду, растереться полотенцем, согреваться не алкоголем до, а чаем после… Хорошо бы еще уточнить: не рискуйте здоровьем и не лезьте в ледяную воду, если у вас есть проблемы с сердцем, если вы простужены, если вы вообще не уверены, что вам это нужно.
13. Тема «Крещение – семейный праздник» хороша тем, что любой церковный праздник можно назвать семейным, но высказывание вида «считается, что» (в данном случае, считается, что если собраться на Крещение несколькими поколениями за одним столом, то в этом году никто не умрет) сильно смахивает на суеверие, каковым в действительности и является (Бог может каждого из нас призвать хоть в эту минуту, сколько бы мы ни собирались за одним столом).
14. Двенадцать блюд, включая кутью и овощные пироги, автор явно вынес из Сочельника – скорее даже Рождественского, чем Крещенского. Богоявление – день непостный. Можете смело жарить гуся. В память о голубе, садящемся на плечо. Шутка.
15. А вот живого голубя из клетки в крещенские морозы не выпускайте, пожалуйста. И вообще не держите голубей в клетках.
16. Гадать и верить приметам – грех ничуть не меньший, чем пьянство и чревоугодие.
С трудом можно понять, каким образом современный журналист, имеющий доступ к тексту Евангелия, к телефону и телефонному справочнику (чтобы позвонить в храм хотя бы) и даже выход в интернет, мог сделать столько ошибок. Возможно, крупное уважаемое издание просто неудачно пошутило.
Конечно, нужно отдельной строкой прописать, что Крещение Господне, Богоявление – это один из самых красивых, нагруженных богатым духовным смыслом, философских и поэтичных праздников, и будет очень обидно, если это сокровище Церкви просто утопить и затоптать в давке возле цистерн с водой или утопить в проруби. Но давайте сформулирую это короче. Два пункта:
1. Крещенская вода – святыня, ее не надо уносить канистрами, ее достаточно набрать в небольшую бутылочку.
2. Купание в крещенской купели – это просто народный обычай, для празднования совершенно не обязательный. А если его нагрузить дополнительными смыслами («омыть грехи», «зарядиться положительной энергией» и даже «поправить здоровье») – то и вовсе нехристианский, а то и антихристианский.