Небольшое рассуждение в связи с установкой памятника свт. Гермогену, патриарху Московскому и всея Руси
Святитель Ермоген (как сам он подписывался, и как он прославлен в лике святых), человек выдающийся во многих отношениях: и как церковный, и как государственный деятель, священник высокого духа и нравственности, защитник Родины, «за веру Христову и паству Твою душу свою положив» (буквально, ибо умер в Чудовом монастыре от голода), известен также, по свидетельствам современников, как человек выдающегося ума, начитанности и образованности (во многом — самообразования, так как много работал в монастырских библиотеках). Всем известно о нем высказывание: «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». А что оно значит?
Муж, т.е. человек, зело (очень, весьма) премудростью украшенный – премудрость, по-церковнославянски, слово очень многозначное (мудрость, Премудрость Божия или София в том числе и т.д.); здесь человек, украшенный многими умениями, знаниями;
в книжном учении, а раньше школьное образование проходило в чтении и разборе священных книг (Псалтири, Четий-Миней и др.) изящный – изящный означает «превосходный, отличный»; попросту говоря, изящный в книжном учении — превосходный ученик, тот, кто получил отличное образование;
в чистоте жития известный – слово чистый в переносном значении «цельный, девственный»; чистота – «праведность», «целомудрие, чистота», «святость». То есть будущий свт. Гермоген еще в священническом сане был известен целомудренностью, праведной жизнью.
Кроме того, про него говорили, что он Государь велика разума и смысла и мудра ума – здесь очень интересен ряд из трех близких по значению существительных:
разум – «знание, разумение, смысл», а также «разумение, внутреннее знание»; выражение разум имети означает «понимать», а разум дати – «объяснить»; это некоторая практическая способность уразуметь, понять что-либо;
смысл – в первом значении «разум, понимание», почти полный синоним предыдущего; кроме того, «душа, сердце» (вспомните из песнопений панихиды: от смысла чиста о Господе празднующее, т.е. «от чистого сердца ликуя»);
ум – «дух, духовное начало в человеке», «ум» в широком смысле, в отличие от разума и смысла; в другом значении «разумение, способность понять» (более узкое, синоним разума).
Итак, по-русски мы можем сказать, что это человек, больших знаний (разумения), души (или сердца) и духа (ума).
Он был чуден зело и многаго разсуждения – прилагательное чудный переводится как «удивительный, чудесный»; рассуждением называется «(духовное) различение», например, добра и зла, глагол различати значит «различать», «отличать», «отбирать». Святитель был человеком весьма (зело) удивительным и имел дар духовного различения.
Наконец, говорили, что он о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче – постоянно упражняется в чтении и изучении Священного Писания (Божественных словес) и все книги Ветхого и Нового завета, церковный устав и правила Церкви изучил (познал) (извыче, форма одного из прошедших времен глагола извыкати – научаться, узнавать).
Таким человеком предстает пред нами святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, в описаниях современников.
Использованы словари О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.), прот. Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.).