О Мартине Лютере Кинге, его мечте и единственно верной стратегии борьбы со злом — Сергей Худиев.
В США торжественно отмечается 50-летие знаменитой речи, произнесенной Мартином Лютером Кингом, «У меня есть мечта». Мартин Лютер Кинг был весьма примечательным человеком, и я часто вспоминаю о нем, глядя на волны ярости и гнева, по самым разным поводам прокатывающиеся по интернету.
У кого были основания для ярости и гнева — так это у американских чернокожих. Хотя рабство было отменено уже очень давно — после американской гражданской войны — положение чернокожих оставалось тяжелым. И на законодательном уровне, и на уровне предрассудков белого населения они держались на положении людей второго сорта.
Чернокожим было запрещено сидеть в ресторанах, предназначенных «только для белых» или занимать «белые» места в автобусе. Атмосфера постоянных унижений и запугивания была чем-то само собой разумеющимся. Беззаконные убийства — часто совершаемые с особой жестокостью — тех чернокожих, которых обвиняли в каких-то преступлениях против белых, были глубоко укоренившейся традицией. За этим стояли долгие века рабства и притеснений, когда чернокожих сначала объявляли потомками библейского Хама, несущими на себе его проклятие, потом, в рамках научных представлений эпохи — эволюционно низшей расой, переходным звеном от обезьяны к «настоящему» (то есть белому) человеку.
Такое положение дел было наследием глубочайшего разрыва между принципами, которые декларировались в основополагающих документах американской истории, и реальностью. В самом начале Декларации Независимости находятся торжественные слова «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Однако эта декларация была составлена рабовладельцем и другими рабовладельцами же подписана.
Многие чернокожие полагали, что они могут и должны сопротивляться несправедливости с оружием в руках, ответить на белый расизм черным национализмом. Но Мартин Лютер Кинг думал иначе.
Он был пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. Кинг оказался вовлечен в политику, когда поддержал крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, где существовали раздельные места для черных и для белых. Бойкот автобусных линий, продолжавшийся более 380 дней, привёл к успеху акции — Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.
В дальнейшей борьбе за равноправие чернокожих Кинг сочетал активное противостояние злу с принципиальным отказом от насилия. Это может показаться странным — и многим кажется непостижимым до сих пор. Люди обычно видят только два варианта — драться или сдаться, примириться с несправедливостью или прибегнуть к насилию. Ложная дилемма, когда враг нашего спасения предлагает нам два одинаково погибельных варианта, была и остается одним из самых примитивных — и самых действенных его орудий.
Но Кинг действовал по-другому. Сталкиваясь с ненавистью, насилием, побоями, тюремным заключением, покушениями на его жизнь (в конце концов он был убит) , он отказывался делать две вещи — прекратить борьбу и прибегнуть к насилию. Белые расисты ненавидели его за то, что он требовал равноправия чернокожим; черные экстремисты — за то, что он отвлекал людей от вооруженной борьбы. Он действовал не столько как политический активист, сколько как пастырь, ответственный за свою паству — не случайно его политические речи, перенасыщенные цитатами из Писания, больше напоминают проповеди.
Он подчеркивал, что его цель — творить волю Божию. И — как это ни раздражало черных экстремистов — он видел в беспощадных врагах своего народа, белых расистах, людей, которые нуждаются в покаянии и спасении. В своей проповеди, построенной на словах Христа «любите врагов ваших», Кинг говорил:
«Прежде всего мы должны развивать и поддерживать способность прощать. Тот, кто лишен способности прощать, лишен способности любить. Невозможно даже начать любить своих врагов без того, чтобы, прежде всего, принять необходимость прощать, снова и снова, тех, кто причиняет нам зло и несправедливость. Также необходимо понимать, что примирение всегда должно исходить от того, кто потерпел зло, от жертвы тяжкой обиды, от того, кто подвергся мучительной несправедливости, от того, кто пострадал от ужасного угнетения…
Прощение не означает игнорирование содеянного зла или признание его чем-то приемлемым. Оно значит, скорее, что это зло больше не является преградой для восстановления отношений. Прощение очищает атмосферу для того, чтобы начать все сначала… Мы ненавидим расовую сегрегацию, но мы любим расистов…
Обращаясь к нашим самым озлобленным врагам, мы говорим: мы ответим на вашу способность причинять страдание нашей способностью переносить страдание. Мы встретим вашу физическую силу нашей духовной силой. Делайте с нами что хотите, мы все равно будем любить вас. Мы не можем с чистой совестью повиноваться несправедливым законам, потому что отказ от сотрудничества со злом — это такой же моральный долг, как служение добру.
Бросайте нас в тюрьмы — и мы все равно будем любить вас. Взрывайте наши дома и угрожайте нашим детям — и мы все равно будем любить вас. Посылайте ваших бандитов в белых балахонах и избивайте нас до полусмерти, и мы все равно будем любить вас. Но знайте, что мы победим вас нашей способностью претерпевать страдание. Однажды мы добьемся свободы — и не только для себя. Мы победим, обращаясь к вашему сердцу и совести так, что мы завоюем и вас, и наша победа станет двойной победой».
В другой речи — той, годовщина которой отмечается, «У меня есть мечта», Мартин Лютер Кинг говорил:
«И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.
Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом её принципа: „Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными“.
Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
Я мечтаю о том, что наступит день, и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнёта, превратится в оазис свободы и справедливости.
Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами.
Я мечтаю сегодня!
Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».
Мартин Лютер Кинг победил — то, что могло казаться непрактичным идеализмом, принесло свои плоды. Сегодня в США его чествуют как величайшего национального героя, и в истории человечества это, наверное, один из немногих национальных героев, который никого не убил, который одержал великие победы, повинуясь слову Божию и поступая по любви.
Сегодня к его имени и его наследию апеллируют самые разные силы — в том числе такие, с которыми он сам, как христианский служитель, вряд ли захотел бы иметь что-то общее. Но само это обстоятельство указывает на то, что он навсегда изменил свою страну — и весь мир. Человек, который твердо решает повиноваться Богу, совершает великие дела. Это один из уроков Кинга — человека, к которому нам стоит прислушаться.