Произведение отличается от песен современных православных исполнителей и отсылает к традициям классики. Сами авторы называют это произведение детской песней или мини-мюзиклом, но по его торжественности очень хочется назвать его «Пасхальным гимном». Творение отца Иоанна и матушки Екатерины прозвучит на Пасху в эфире Черногорского радио «Святигора». Композицию включил в свой репертуар хор Свято-Симеоновского кафедрального собора Бреста в Белоруссии. Также песню можно послушать в свободном доступе в социальных сетях. Что сподвигло семью священника написать пасхальный гимн, а также о месте музыкальной проповеди в миссионерской деятельности отец Иоанн рассказал нашему корреспонденту.
«Пасха – главный День Победы в истории человечества»
— Отец Иоанн, как возникла идея написать пасхальный гимн?
— Моя жена Екатерина преподает пение в воскресной школе и, как это часто бывает, попросила меня сочинить стихи для песни. При подготовке детских праздников обычно возникает одна и та же проблема: где найти музыку, песни, стихи, желательно еще не набившие оскомину, а какие-то новые, свежие. В виду отсутствия большого числа новинок, зачастую приходится каждый раз сочинять что-то собственное. Периодически мы обязательно разбавляем концертные программы воскресных школ из уже известных песен какими-то своими авторскими вещами. Последний раз несколько наших песен прозвучали в детском спектакле на Рождественской елке Московского Северо-Восточного викариатства в этом году. В интернете есть видеозапись этого праздника.
— По форме ваша композиция очень отличается от авторской православной песни.
— Песня создавалась к очень ответственному мероприятию — Первому Фестивалю воскресных школ, который пройдет 11 мая в Концертном зале им. Натальи Сац. Возникла идея сделать концертный номер. Предполагалось, что он будет закрывать первую часть фестиваля. В этом номере должны были участвовать вокалисты, детский хор, профессиональные танцоры и детский хореографический коллектив. В завершении на сцену бы вышли все хоры, участвующие в первой части концерта, чтобы три раза пропеть финальное «Христос Воскрес!». К сожалению, наша песня в программу фестиваля так и не вошла – мы немного не уложились в сроки.
— Название песни «Христос- Победитель» вызывает ассоциации со словосочетанием «народ-победитель», которое сейчас на слуху в связи с празднованием юбилея Великой Победы.
— Фестиваль, для которого готовился номер, посвящен сразу двум праздникам – Пасхе и 70-летию Победы. Первая часть концерта будет посвящена Пасхе, вторая — Великой Победе. Номер закрывал первую часть и предварял вторую. Это определило название — «Христос-Победитель». Я сознательно провел параллели, пользуюсь уникальной возможностью празднования юбилея Великой Победы, чтобы напомнить еще об одной Победе – Величайшей, Господа нашего, Иисуса Христа, над смертью. Пасха – тоже День Победы. Пожалуй, это вообще – главный День Победы человечества. Наша миссионерская задача состояла в том, чтобы рассказать о Христе, как о Победителе смерти. Можно было подождать год и на следующую Пасху поставить красивый концертный номер, но тогда акценты юбилейных торжеств по случаю Великой Победы были бы утрачены. А они работают в данном контексте на Главную Победу. Поэтому мы решили не откладывать на год, а придать музыкальной композиции завершенный вид — записать трек в студии и представить на суд слушателей в свободном доступе для скачивания нашего произведения. Песню разместили в социальную сеть, разослали друзьям и знакомым.
— Какие отзывы Вы получаете?
— Много положительных отзывов, как от простых слушателей, так и профессиональных музыкантов, что хоть как-то утешает на фоне того, что нашего концертного номера в фестивале не будет. Песню попросили для пасхального эфира на Черногорском радио «Святигора», с которым у меня дружественные отношения. Хор Свято — Симеоновского кафедрального собора города Бреста в Белоруссии, запросил ноты и уже разучивает песню для выступлений на Пасху.
Вечное и фундаментальное
— Композиция напоминает саундтрек к мультипликационному фильму. Большие музыкальные «перегоны» между текстовыми кусками. Мне, как слушателю, не хватает видеоряда.
— Длинный проигрыш задумывался специально для красивого вальса. Отсыл к классике сознательный: искушенные слушатели или музыковеды могут услышать отголоски Баха или Чайковского. Воскресение Христово – основание Вечной Жизни и говорить об этом вполне логично в прекрасных классических музыкальных традициях. Произведение, имеющее классическое основание-базис, есть ни что иное, как попытка новой связи с прекрасным, вечным наследием человечества посредством современного формата звучания.
Для лучшего восприятия нами было выбрано привычное для современных детей звучание в формате голливудского саундтрека к мультфильму. К следующей Пасхе, возможно, мы найдем спонсоров, которые профинансируют создание мультипликационного клипа на эту песню, и, возможно, она станет еще интереснее и заиграет новыми красками, но, может, конечно, и потонуть, затеряться в информационном интернет-потоке. Представители других религиозных конфессий, к слову сказать, не скупятся на создание религиозных мультипликационных и других фильмов.
— Отец Иоанн, вы сейчас затронули тему православных ценностей в современном искусстве … Насколько это близко сегодняшним деятелям культуры?
— У нас, православных христиан, есть прекрасные музыкальные и кинематографические примеры христианских произведений. Вспомнить один только «Остров» Павла Лунгина. Согласитесь — шедевр и яркий след в новейшей истории отечественного кинематографа. Можно, значит, говорить с обществом на эти Вечные темы? Можно и нужно! Ведь что интересно: есть обратная связь, есть социальный запрос на подобную продукцию. Светские невоцерковленные люди поняли, о чем этот фильм, оценили, ждут новых картин подобного плана. К сожалению, такие произведения можно назвать штучным товаром, а ведь он так востребован обществом. А раз есть спрос, нужно создавать предложения.
— Кинематограф все равно ближе современному человеку, но готов ли сегодняшний слушатель, воспитанный массовой культурой, воспринимать духовные гимны?
— Сразу оговорюсь, что песня создавалась не как «церковное» произведение, а композиция, светская по форме, но духовная по содержанию. Мы, прежде всего, ориентировались на воцерковленных людей, которым точно понятна эта тема, и на аудиторию, знакомую с классикой.
Кроме того, это наше послание тем, кто пока только стремится открыть для себя истину и определить свой жизненный путь. В их числе — подростки, пока еще не окрепшие души, которым нужна наряду с телесной еще и особая — удобоваримая духовная и душевная пища.
Обычно композиции имеют куплетно-припевные формы, но мы намеренно отказались от этого и выбрали многочастную музыкальную форму. Можно было и оперу написать, и целый мюзикл. Возможно, это и будет когда-нибудь сделано. Но на момент создания этой песни у нас стояли конкретные задачи, не предполагающие что-либо продолжительное по времени.
Равнение на Царьград
— В чем заключается главная идея Вашего пасхального гимна?
— Как и другие наши песни, это одна из музыкальных проповедей для современных людей, ищущих Истину. Христос — Воскресший и Победивший смерть, Дарующий нам надежду на воскресение — вот главная идея песни, и, наверное, самая главная мысль вообще. Потому как, «Если бы Христос не воскрес, то и вера наша была бы тщетной». Разве не об этом, прежде всего, мы должны говорить, благовествовать и проповедовать повсюду?
Думаю, все люди, в основном, хотят жить вечно, но не все еще знают, что есть возможность спастись через купель крещения во Христа. Хочется надеяться, что эта песня натолкнет пока, может быть, еще не пришедших или сомневающихся в вере людей на мысль об истинности христианского пути, ведь смерть больше никто не победил.
— Но здесь, все же, главное не текст, а сама форма подачи. Вы очень серьезно подошли к созданию «песни для детского праздника», и даже не попав в программу фестиваля, пошли до конца – записали в студии. Можно было бы смириться до следующего раза…. А вы дали профессиональное звучание, выложили в открытый доступ, предлагаете в ротацию.
— Мы хотим, чтобы современное православное творчество влияло на людей, и они шли в храмы, но для этого многие должны усердно потрудиться. Ведь в этом есть определенное апостольство: привести людей к пониманию прекрасного, пробудить желание жить, творить, стремиться к вечной жизни. А раз ставятся такие серьезные задачи, то делаться все должно качественно, профессионально, безупречно и на высоте. Особенно в наши дни, потому, что сегодня светская музыкальная индустрия обладает колоссальными возможностями при создании своей продукции, и именно эту продукцию слушают современные люди. В церковной же среде, в основном, все делается «бюджетненько» или «малобюджетненько». Подумайте только, если бы тысячу лет назад в Константинопольском храме Святой Софии пели как попало, впечатлились бы послы русские от такого пения, и выбрал бы Князь Владимир православие для своего народа?
Уверен, на тот момент хор Цареградского Собора был лучшим во Вселенной. Так почему сейчас, привлекая современных людей к Богу, мы не стремимся сделать все качественно, на высоком профессиональном уровне? Вот к чему нужно стремиться и в наши дни. Не только к содержанию, но и к форме. Будет ли сегодня создана духовная музыка такого уровня, как создавали Глинка, Чайковский, Бахметьев, Чесноков, что сегодня является сокровищницей православной культуры. Чем наполнят ее люди нашей с вами эпохи? Останется ли что-то после нас, кроме архитектурных сооружений? Много храмов восстановлено старых, построено новых — теперь людей к Богу обращать нужно, творить нематериальное — интеллектуальное и культурное церковное наследие.
Миссионерский потенциал
— К современной православной музыке, бывает, применяют выражение «церковный маргарин». Такие «благодатные» песнопения даже людьми, которые, что называется, «в теме», плохо усваиваются.
— Можно говорить о существовании некой церковной «моды», или набора приемлемых устоявшихся жанров, как например авторская песня под акустическую гитару, которая, кстати сказать, мне нравится, сам часто пою под гитару. Но сегодня это тихий язык прошлого века, которому тяжело противостоять децибелам цифрового электрозвучания. Такую музыку уже почти не слышно. В то же время произведения современных творческих православных людей несут в себе колоссальный жизненный потенциал!
Иногда и похлеще раскрученных советских бардов 20 века! Сегодня есть целые сообщества православных поэтов, бардов, но они словно в подполье. С другой стороны, запиши такой трек и выложи на суд слушателей — не услышат. Затеряется эта песня, скорее всего, не будет услышанной, а возьми ее, сделай грамотную аранжировку, пригласи профессиональных музыкантов, исполнителей, звукорежиссера и такая конфетка получится! Много сильных поэтов есть в православном сообществе, почему при дефиците материала тогда никто к ним почти не обращается? Задумаются ли сильные люди мира сего, что ведь пора кроме зодчества вкладывать и в интеллектуальное богатство нашего народа, развивать собственное — церковное, создавать наследие для будущих поколений?
— Вы пошли на то, чтобы сделать студийную запись. А ведь это очень дорогое удовольствие для семьи священника.
— Именно поэтому это наша единственная совместная песня, записанная в студии. А сочинять приходится регулярно. Удалось сделать профессиональную запись благодаря нашим друзьям – звукорежиссеру Роману Насибу, вокалистам, выпускникам консерватории, супругам Честиным – Алексею и Анастасии, а так же другим вокалистам. Роман – мультиинструменталист, записавший песни не одному десятку известных российских исполнителей. Он с удовольствием и самоотдачей ответственно подошел к этой работе – раскрыл композиторский замысел матушки Екатерины, запечатлев его в музыкальную работу, а вокалисты, на мой взгляд, сумели придать гимнический характер произведению.
— Пасхальный гимн – первая Ваша студийная запись, но у Вас есть и другие песни…
— Мы с друзьями создали проект «Команда Иоанн», которая исполняет композиции о русских героях — святых в рок-формате с patriotic, folk и metall элементами — на понятном молодежи языке. Наши композиции рассказывают о сильных людях, которые могут быть образцом для подражания. Это наши великие русские святые герои – Александр Невский, Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Князь Владимир. Проповедь не обязательно заключена в словесную амвонную форму. Жития святых и даже эпизоды из их жизни, героические поступки – сами по себе являются проповедью.
— Вы ставите перед собой миссионерскую задачу при написании песен?
— Я надеюсь, что послушав песни, молодые люди заинтересуются нашими святыми и нашей верой, побуждавшей их на великие поступки. Если хоть один человек, послушав нашу песню или прочитав стихотворение, захочет стать христианином, каковыми были наши великие святые предки, значит, все получилось, и они были написаны и исполнены не зря. Надеюсь, со временем в православной среде появится больше новых композиций, разумеется, записанных в хорошем качестве, чтобы можно было наполнить ими праздничные концертные программы на приходах и везде, где есть возможность говорить о Христе языком музыки. Поздравляю всех с наступающим праздником Светлой Пасхи Христовой. Ветеранов — с наступающим Днем Победы. Царствия небесного всем усопшим православным воинам, жизни свои за Отечество положивших. Надеюсь, что композиция «Христос-Победитель» станет хорошим подарком для всех верующих в канун празднования 70- летия Победы и Победы над смертью — Пасхой Христовой.