В музыкальную гостиную портала «Правмир» будут заглядывать необычные гости — великие регенты разного времени.
На этот раз хозяйка гостиной — Варвара Волкова.
Прежде чем начать разговор о великих регентах, нужно сказать о том, кто же такие регенты вообще, и зачем они нужны.
Регент — ( от лат. regentis — правящий) — руководитель русского церковного хора. Название это постепенно установилось с введением партесного пения, до этого управитель хора именовался головщиком.
Многие полагают, что регентом может стать каждый человек, который обладает достаточным знанием устава (достаточным, чтобы воспользоваться книгой «Богослужебные указания» ) и более или менее развитым слухом. Еще должны быть две руки, хотя на самом деле достаточно и одной. Еще надо уметь мало-мальски давать тон. Этого, полагают многие, вполне достаточно.
Думаю, однако, что это мнение ошибочно. Регент – это, во-первых, дирижер-профессионал. И вовсе необязательно понятие «дирижер-регент-профессионал» предполагает пение хором партесных концертов XVIII века и только. Вовсе нет. Знаменный распев куда сложнее многоголосия. А уж спеть достойно обиход может далеко не всякий.
Между прочим, как известно из истории развития церковно-певческого искусства Византии, после Лаодикийского собора (367г) на клиросе стали служить только профессионально подготовленные люди. Правило 15 Собора гласит: «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви».
Во-вторых, регент — это учитель. Певцы должны смотреть на него «открыв рот». Он должен уметь показать, чего и как он хочет добиться. Он должен превосходно уметь читать с листа; должен быть музыкален и музыкально хорошо образован. И как мне кажется, обязательно регент должен быть верующим человеком. Без этого он только дирижер, а не руководитель церковного хора.
На службе хор должен петь не просто хорошо, а очень хорошо. Начиная с «аминь» и кончая славословием и Херувимской песнью. Ведь 70 процентов службы — это пение. Самое обидное, что иногда хор поет неплохо неизменяемые песнопения, а стихиры и тропари пролетают так быстро и без должного внимания, что непонятно ни слова. А ведь именно в них заключен основной смысл конкретной службы. У нас, к сожалению, утеряна традиция осмысленного восприятия обиходного пения. В больших хорах его вообще считают уделом лишь маленьких левых хоров. Но вот, что интересно, так было не всегда.
Пример этому – творчество Виктора Комарова.
Гомеопат и регент
Виктор Степанович Комаров родился в 1893 году в московской религиозной семье. Обучался в Московском коммерческом училище. Затем закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом-гомеопатом. Музыкальных учебных заведений не заканчивал.
Обучался дирижированию у Якова Александровича Чмелева (Шмелева; 1877—1944). В 1913 году Комаров выдержал экзамен на звание регента в Синодальном училище. А ведь программа Синодального училища в 1910-е годы по количеству музыкальных предметов и часов, на них отведенных, далеко превосходила консерваторскую. В училище существовал также ряд предметов, отсутствовавших в консерватории. Это церковно-музыкальные формы, скрипка, виолончель, церковное пение, методика пения, постановка голоса, дирижирование, уставное пение, народная музыка.
С 19 лет, еще будучи студентом Коммерческого, Комаров начал управлять церковным хором при училище. В дальнейшем Виктор Степанович регентовал в разных московских храмах, в том числе в таких славившихся отличными хорами, как храм Преподобного Сергия Радонежского на Рогожской заставе, где некоторое время работал К. Н. Шведов, и храм Троицы на Грязех, где хор был создан П. Г. Чесноковым. Когда не было возможности петь в Москве, Комаров трудился в сельских храмах.
В 1943 году, по приглашению настоятеля Богоявленского Патриаршего собора в Елохове протопресвитера Николая Колчицкого, Виктор Степанович становится регентом хора Патриаршего собора.
С этого времени все важнейшие вехи в жизни Русской Православной Церкви отмечены богослужебным участием хора под управлением В. С. Комарова: они пели первую после интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия Литургию (12.09.1943), ряд духовных концертов, посвященных важнейшим событиям церковной жизни XX столетия: интронизации Патриарха Алексия I (1945), 500-летию Автокефалии Русской Православной Церкви (16.07.1948), 40-летию восстановления патриаршества (1957) и интронизации Патриарха Пимена (04.06.1971).
Патриарх Алексий I — ценитель истинного благолепия церковной службы и всех церковных искусств — давал высокую оценку своему хору и его регенту. Одновременно с основной дирижерской деятельностью, Виктор Степанович преподавал регентское дело в Московской духовной академии и практиковал как врач-гомеопат. Скончался 27 декабря 1974 года, похоронен при храме Преображения Господня в Переделкине.
Молитвенность и профессионализм
Стержнем творчества В. С. Комарова являлась его глубокая внутренняя церковность. Стремясь к достижению своей главной цели — искренней молитвенности и интеллектуальности в прочтении песнопений в соединении с высочайшим качеством музыкального исполнения, он, с одной стороны, никогда не принимал в свой хор нецерковных певцов, сколь богаты ни были бы их вокальные возможности, с другой, любил и тщательно подбирал красивые голоса. Как вспоминала впоследствии одна из певиц, «в основном в хоре были люди, которые хорошо все понимали, умные и способные, певшие в храме с детства».
Комаров любил повторять слова псалмопевца Давида: «Пойте Богу разумно».
Результатом такого подхода стало одухотворенное звучание многочисленных соло мужских и женских голосов — звучание выразительное, но не «светское», не переходящее в «оперность». И грань эта определяется не какими-либо правилами, а сердечным чувством.
Несомненно, здесь мы видим влияние «синодалов» — учеников и преподавателей упраздненного в 1918 году знаменитого Синодального училища церковного пения, у которых в молодости учился Комаров.
Вообще, изумительно ясная, осмысленная, часто подчеркнуто декламационная подача слова является отличительной чертой руководимого Комаровым хора, и в этом он близок такому яркому наследнику традиций Синодального хора, как Сергей Жаров.
Репертуар хора В. С. Комарова преимущественно составляли произведения классиков русского духовно-музыкального творчества: Д. С. Бортнянского, протоиерея П. И. Турчанинова, А. Д. Кастальского, А. А. Архангельского, А. А. Третьякова, священника Василия Зиновьева и подобных им.
Особо следует отметить, что патриарший хор был тесно связан с Троице-Сергиевой Лаврой и ее церковно-певческой жизнью. Древняя певческая традиция Лавры, не успевшая иссякнуть за годы разорения лаврских святынь, безусловно обогащала творчество Комарова, являясь пробным камнем, на котором выверялась духовное и музыкальное содержание исполняемого. И этот высокий настрой регента и певцов слышен всегда, на богослужениях, концертах и даже при озвучивании фильма «Иван Грозный».
Давайте послушаем уникальную запись концерта, посвященного 500-летию Автокефалии Русской Православной Церкви. Концерт состоялся 16 июля 1948 в Большом зале московской консерватории. Особый интерес, как мне кажется, представляет запись образцов московского обихода.
Итак, первое отделение:
1. Ис пола эти, Деспота Скачать
2. Царю Небесный Скачать
3. Государственный Гимн СССР (партия органа предположительно А.Ф.Гедике) Скачать ,
4. Речь В.С.Комарова Скачать ,
5. О Тебе радуется Скачать ,
6. А.Гречанинов. К Богородице прилежно. Скачать ,
7. К.Шведов. Достойно есть Скачать ,
8. С.Рахманинов. В молитвах Неусыпающую Богородицу Скачать ,
9. Я.Чмелев. Ликуют ангели Скачать ,
10. А.Ведель.На реках Вавилонских Скачать ,
11. П.Чесноков.Да исправится молитва моя (соло Н. Поставничева) Скачать ,
12. П.Чесноков. Благослови, душе моя Господа (соло Н.Шпиллер, А.Ткаченко, И.Яушев). Скачать ,
Читайте также: