— Во второе воскресенье Великого поста мы слышали Евангельский отрывок об исцелении расслабленного в Капернауме. Возле дома, в котором находится Господь, собирается много людей. Все они чего-то хотят. Кто-то пришел за исцелением, кто-то — чтобы услышать слово Его. Среди прочих приходят и несколько человек, они несут на носилках своего друга. Друг этот парализован. Толпа, конечно, не пропускает их вперед. Очевидно, что и там полно больных, желающих исцелиться или увидеть Иисуса. И вот, чтобы спасти своего друга, эти люди решаются на хитрость.
Дома в Палестине были устроены так, что крыши их были плоскими, для того чтобы вечером на них можно было отдыхать, поднявшись по наружной лестнице. В той местности и сейчас такие дома, за тем исключением, что раньше крыши делались из земли и глины, теперь из иных материалов. Эти люди поднялись на крышу дома, прорыли в земле отверстие и опустили к ногам Господа носилки со своим парализованным другом. И Господь, видя веру и преданность друзей больного — даже не его собственную, но друзей, — простил ему грехи и повелел ему выздороветь, встать и идти.
Оставляя за скобками множество других смыслов, которые открываются за этой Евангельской историей, хочется поговорить о том смысле этого Евангелия, который особенно значим, на мой взгляд, сегодня. Давайте обратим внимание не на самого расслабленного, не на его друзей и не на первосвященников, которые задают Господу вопросы. Давайте посмотрим на толпу, которая окружает дом, в котором находится Господь. На этих людей, которые пришли к этому дому — каждый со своей нуждой. И в собственной нужде настолько очерствели, что не увидели больного, которого принесли друзья на носилках. Или увидели, но посчитали свою нужду важнее нужды расслабленного.
Сегодня мы оказываемся в похожей ситуации. Человечество испытывается болезнью, которую несет коронавирус. И люди, как христиане, так и не христиане, толпятся у дома Господа, ищут своего спасения, своей безопасности, своего комфорта. В то время как сам этот ажиотаж вызывает опасность не разглядеть того самого расслабленного, перед которым всем нам следует расступиться, чтобы пропустить его. Чтобы он первым мог получить необходимую помощь.
Такого рода испытания, как нынешняя эпидемия, — это, прежде всего, испытание человечества на человечность. Каждого из нас на человечность. Потому что мы можем быть добрыми и учтивыми по отношению друг к другу в мирные и благоприятные времена, но во время испытаний открывается иная суть людей. Мы можем проявлять любовь к ближним, когда нам самим ничего не угрожает, но как только случается что-то, что может коснуться и нас самих, то думать мы начинаем прежде всего о себе самих, но не о ближних.
Так проявляется и проверяется наше христианство. Оно должно заключаться в том, чтобы не искать выгоды в общем страхе. Не поднимать цен на средства первой необходимости, если вы владелец аптеки или магазина. Не пользоваться страхом других и не пытаться запугать, распространяя ложную или непроверенную информацию. Стараться поменьше выходить из дома, как это и предписывает Всемирная организация здравоохранения, чтобы не провоцировать распространение вируса.
Наше христианство, наша вера заключаются не в том, чтобы проверять, или, иными словами, искушать Господа нашего, специально направляясь в заведомо опасные места скопления людей. Или призывать собираться наперекор всем на общественные богослужения вместо того, чтобы молиться из своих домов. Если понадобится — мы будем молиться из домов, и Господь будет слышать нас. Потому что, ограничивая себя таким образом, мы не о себе лично беспокоимся. Но беспокоимся о тех, кого мы можем заразить, если вдруг станем переносчиками болезни. Из статистики мы знаем, что в группе риска находятся люди преклонных лет. Давайте прежде всего беспокоиться о них. Давайте их ограждать от смертельного риска.
Пока что, на сегодняшний день, статистика говорит о том, что на территории нашей страны и нашего города болезнь не перешла в стадию эпидемии. Но если это случится, мы должны быть готовы.
Прежде всего должны быть готовы ограничить себя ради других. Отказаться от чего-то, чтобы не провоцировать распространение болезни, которая может в том числе и через нас причинить кому-то боль и даже смерть. Мы должны быть готовы оказываться терпеливыми, уметь ждать своей очереди, быть готовыми к лишениям, а точнее — быть готовыми переносить какие-то лишения без ропота и возмущения. И даже ропщущих переубеждать, показывая им собственный пример терпения и любви.
Мы можем помогать тем нашим ближним, которые оказались на карантине, принося им продукты и предметы первой необходимости, интересуясь их здоровьем. Потому что всем этим и проверяется наше христианство.
Мы должны быть готовыми, если необходимо, помогать врачам. Потому что во время эпидемии именно им тяжелее всего. Мы видим, как в других странах врачи работают без смен и отдыха, круглосуточно, валясь с ног. Конечно, мы не сможем вместо них встать и помогать больным, потому как не имеем должной квалификации. Но мы можем отложить наши несрочные посещения больниц, плановые, но несрочные процедуры и операции. Мы можем быть вежливыми с медицинскими работниками, когда попадем в больницу. Даже когда они будут раздражаться, не уделять нам, как нам покажется, должного внимания. Мы должны помнить, что они люди и они устают. Мы, как христиане, должны о них возносить свои молитвы и помогать семьям врачей: и морально и реально, оставаясь с их детьми, помогая им в бытовых вещах. Ведь они будут на работе и не всегда смогут приготовить еду или сделать необходимые дела по дому. А мы в этом можем помогать.
Мы не должны бояться. Мы каждый день и каждую секунду — в руках Божиих. От Него одного зависит наша жизнь и смерть. Но мы должны помнить, что все мы сейчас похожи на тех людей, которые окружали дом Господа в Капернауме. И в наших силах поддерживать друг друга и пропускать вперед тех, кому это более необходимо. В наших силах считать нужду ближнего значимей своей нужды.