![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/02/mol_cr-886x560.jpg)
Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Святая Церковь светло празднует собор Новомучеников и Исповедников российских, пострадавших от безбожного гонения в XX веке. В этот день мы должны прислушаться, к чему они призывают, посмотреть, какой они дают пример.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2018/09/Bezimeni-5-200x200.png)
Священник Константин Кобелев
Каждый святой имеет особую благодать помогать в тех наших жизненных обстоятельствах, с которыми он сам сталкивался в своем житии, а время новомучеников так близко к нам! Посмотрим на историю России. В течение последних 300 лет это сплошные испытания, постоянные искушения. Начиная со времени царствования Петра I до начала Первой мировой войны население России выросло более чем в 10 раз, но в то же время число православных храмов увеличилось лишь в 4 раза, причем на царствование двух последних российских царей приходится половина этого прироста. Если же мы посмотрим на положение монашества, этой души Церкви, то увидим ошеломляющие цифры.
В 1701 году было 1200 монастырей, ко 2-й половине XVIII в. — только 380, и лишь к концу царствования Царя-Мученика это число почти восстановилось (1025). Число монахов с 25 тыс. снизилось до 6 тыс., но при последнем императоре в России было уже 95 тыс. монашествующих. Обратите внимание: это похоже на то, что мы видим сейчас — та же картина большого роста числа храмов и монастырей после гонений. Но это внешний рост, который еще не вполне достигает необходимой внутренней глубины. Мы еще далеки от той духовной высоты, на которой стояли наши предки.
Но, к сожалению, время возрождения России в начале XX века и в наши дни имеет еще одно сходство: сейчас, как и тогда, наряду с отрадным явлением возрождения духовности, развивается так называемая «свобода», но это свобода для греха. Сейчас мы столкнулись с массированной пропагандой насилия и разврата. То же было и в начале того века, когда даже открывались такие заведения, дома, «о которых срамно есть и глаголати». И тогда средства массовой информации шли в наступление против Церкви, против законной власти, используя деньги врагов России, в том числе воюющих с Россией Германии и Японии. Сейчас мы не знаем, на чьи деньги, но приемы у СМИ те же. Клевета на Церковь, священство и власть. Эти аналогии подводят нас к страшным прогнозам, как бы не повторились такие же гонения.
И тогда распространялось пьянство, курение, карточные и другие азартные игры, различный оккультизм, спиритизм, теософия. И тогда деньги повсюду начинали становиться во главе всех ценностей. Эти страшные явления духовной деградации затрагивали в том числе и Церковь. Например, когда весь день и всю ночь шло прощание с находившимся в храме телом Пушкина, тогда после похорон весь пол в храме был усеян окурками. В этих условиях борьбы возрождения и разложения, борьбы святости и соблазна наши новомученики явили пример личной победы над этими грехами.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/71308.jpg)
Если бы не так, если бы они сами были подвержены этим грехам, тогда Господь не сподобил бы их пролить за Себя кровь и не венчал бы их мученическим венцом. Изучая жития каждого из новомучеников, а также биографии тех людей, которые враждовали с ними, снова и снова убеждаешься в этом. В ком была слабинка, тот предал Церковь, Царя, Отечество, стал сотрудничать с большевиками, ушел в обновленческий и другие расколы.
Новомученики явили нам пример великой любви, любви к Богу и к людям.
Как они любили Господа? Это выражалось в первую очередь в молитве, в церковных службах. Мы вас постоянно призываем совершать утренние и вечерние молитвы. Но сможете ли вы прочесть все эти молитвы от начала и до конца без книги, на память? А если нам придется попасть в тюрьму и не будет книг? Вы отвечаете мне, что будем читать Иисусову молитву. Это, конечно, выход. Но наши новомученики знали наизусть не только ежедневное правило, но совершали по памяти все церковные службы: вечерню, утреню и даже Божественную Литургию. Вы видите, что мы совершаем Литургию на Престоле. В условиях же лагеря бывало: один из страдальцев ложился, и Литургия совершалась на его груди, как на живых мученических мощах. Сможете ли вы молиться, зная, что завтра расстрел? Они же молились и в самое время, когда их расстреливали. И отец с сыновьями говорил: «Расстреляйте сыновей на моих глазах, чтобы я помолился о них, а потом меня» (прот. Философ Орнатский). Мы должны взять с них пример и так напитать молитвословиями свою душу, чтобы уметь молиться в любых условиях.
Новомученики явили нам и великий пример любви к людям. Возлюби ближнего, как самого себя, глаголет Господь, а мы привычно вопрошаем: «И кто есть ближний мой». Ближними для новомучеников оказались уголовники, и среди них самые отъявленные. Лагерное начальство умышленно помещало верующих среди самых отбросов воровского мира. К пыткам охраны прибавлялись изощренные побои и издевательства этих, казалось бы, совсем потерявших образ Божий людей. Но именно в этих условиях они молились и совершали эти службы Богу по памяти. И происходило самое великое чудо, которое только возможно на этой земле — чудо преображения человеческих душ. Когда эти вчерашние мучители начинали любить заключенных батюшек или епископов, заботиться о них, подкармливать. Особенно страшной была жизнь матушек-монахинь, попавших в такие условия. Но когда они выходили на свободу, оставшиеся там люди тосковали и плакали.
А мы с вами не то что врагов, и друзей-то любить не можем малой частью той любви.
Лик Новомучеников — это многие тысячи. Причислены к лику святых около полутора тысяч, и это число постоянно растет. Чтобы их страдания не остались тщетными, чтобы их подвиг не пропал даром, мы с вами, малое стадо верных христиан, хотя и грешных, но старающихся посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться, должны обязательно воспользоваться этим примером любви. Еще раз призываю вас выучить наизусть утренние и вечерние молитвы.
Конечно, мы надеемся, что Господь избавит нас от гонений за веру, как слабосильных, надеемся, что не будем заключены в тюрьму без молитвенника. Но каждому из нас предстоит смертный час. Сего никто не избежит. И в момент, когда уже и «глазки не видят, и ножки не ходят», сможем ли мы молиться или будем думать только о своих болях? Сможем ли мы не капризничать и с благодарностью принимать заботы о нас наших ближних? Сможем ли мы непрестанно возносить Богу — не упреки и сетования — но повторять лишь слова: «Слава Богу за все!» — и на самом смертном одре???
Будем же усерднее молиться нашим новомученикам — и да помогут они нам в самый ответственный момент — при переходе в вечность! И да сподобит нас Господь — как и их!!! — мирной кончины. Да, это поразительный факт — у мучеников кончина была мирной! На мир — вокруг нас — надеяться нечего: мирность эту мы должны иметь внутри нас — как ее имели наши святые и в самый час мученической смерти!