«Мы дожили до удивительного чуда…»
В день Вознесения в этом году совершается великое событие: с Русской Церковью воссоединяется Зарубежная Церковь, та Церковь, которая образовалась в результате эмиграции большого числа духовенства и множества мирян. Известно, что 2 миллиона русских мирян были изгнаны или вынуждены бежать за границу после революции, во время гражданской войны и после нее.
За рубежом нашей страны был создан Временный синод, который управлял приходами и епархиями, образовавшимися в результате усилий русских людей в самых разных концах мира.
Между этим Синодом и Церковью, которая оставалась в России, не могло быть настоящей связи, потому что границы были закрыты, потому что здесь правили коммунисты, был государственный атеизм, а они жили в свободном мире. Власти стали требовать еще от патриарха Тихона, а потом и от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), чтобы этот Синод был запрещен. В 1936 году митрополит Сергий исполнил требование власти и запретил в служении всех епископов Зарубежного Синода и также и митрополита Евлогия, который был назначен Экзархом в Западной Европе еще Патриархом Тихоном.
Зарубежные епископы не могли принять такое запрещение, наложенное под давлением атеистической власти. И произошел раскол. Последние десятилетия Зарубежный Синод оказался в тяжелом положении, потому что автокефальные Православные Церкви, имея общение с Московской Патриархией, прервали евхаристическое общение с Зарубежным Синодом. Так что образовалась часть Русской Церкви, которая осталась в полной изоляции. Естественно было бы искать соединения, но накопившиеся в истории противоречия, проблемы, взаимные обвинения, взаимное недоверие препятствовали этому. Но всегда за такими разделениями скрывается большая трагедия, потому что тысячи людей остаются вне евхаристического общения с православной церковной полнотой.
После падения Советской власти возникло стремление к сближению Зарубежного Синода с Русской Церковью, хотя, конечно, не у всех.
Этому движению помогали многие. Многие за рубежом работали и многое сделали для того, чтобы устранить препятствия к единству. В особенности много сделал епископ Мюнхенский Марк, принадлежащий к Зарубежному Синоду и ряд других епископов, были и такие, кто выступал категорически против. С нашей стороны тоже было сделано много для того, чтобы средостения, на которых было основано разделение.
Зарубежный Синод еще в 1981 году прославил во святых Собор Новомучеников Российских во главе с Царской Семьей, прославил отца Иоанна Кронштадтского, сделал то, что Русская Церковь сделать тогда не могла.
Было три требования со стороны Зарубежного Синода: чтобы Русская Церковь почитала Царя-мученика, прославила Собор Новомучеников и по справедливости оценила бы вынужденную, компромиссную политику митрополита Сергия.
За последние годы все изменилось: в 2000 году на Юбилейном соборе был прославлен Царь Николай и его семья, был прославлен Собор Новомучеников Российских и была принята Социальная концепция, в которой говорилось о том, что, если власть требует от Церкви что-то, что противоречит христианскому учению и совести, то Церковь имеет право оказать гражданское неповиновение. Если то, что требует власть, идет против веры христианской, против Евангелия. Эти слова Социальной концепции означали, что политика компромисса, вынужденно принятая митрополитом Сергием, Церковью больше не оправдывается. Таким образом, все три пункта претензий Зарубежного Синода к Русской Церкви были сняты.
И вот, мы дожили до удивительного чуда. В день Вознесения подписан акт о соединении Зарубежного Синода и Русской Церкви. Это значит, что сотни приходов и многие епархии, множество людей приходят в евхаристическое общение с нашей Церковью. Значит, Церковь пополняется своими братьями, множеством людей, которые до сих пор были вне общения и теперь соединяются с нашей Церковью. Это, конечно, удивительная пасхальная радость, торжество единства, торжество возрождения.
И, поэтому, принято решение, что служба, которая после подписания акта Святейшим Патриархом Алексием и Главой Зарубежного Синода митрополитом Лавром в сослужении множества духовенства и с той и с другой стороны, совершалась бы при открытых царских вратах в знак такого пасхального торжества.
Нужно сказать, что этому событию очень много содействовал и помог наш президент Владимир Владимирович Путин, что конечно является одной из его колоссальных заслуг, которые войдут в историю. Это событие исторического масштаба. Может быть, еще не все чувствуют, не все понимают, насколько это событие грандиозно и чудесно, потому что в истории очень мало таких случаев, когда раскол уврачевывается. Мы с вами имеем счастье участвовать в этом событии, молиться вместе, трудиться для этого единства. Мы старались трудиться и будем дальше стараться созидать единство церковное.
А в субботу, 19 мая, Святейший Патриарх Алексий вместе с митрополитом Лавром будут освящать новый храм, построенный в Бутово. Этот храм два года назад был заложен тоже вместе Святейшим Патриархом Алексием и митрополитом Лавром. А теперь они будут вместе совершать великое освящение и Божественную литургию, демонстрируя этим, что именно Новые Мученики Российские, исцеляют этот раскол, соединяют нас. Очень важно нам почувствовать, что это соединение, конечно бы, не произошло, если бы не подвиг наших мучеников, которым мы одинаково дорожим, и мы и те, кто оказался за рубежом в расколе. И почитание этих мучеников, оно помогает нам ныне соединиться.
Наш Университет много потрудился для прославления Новых Мучеников Российских, и поэтому мы можем благодарить Бога за то, что и нам довелось поучаствовать в этом чудесном событии.
Пресс-служба ПСТГУ