В октябре 2011 г. Митрополичий совет Православной церкви в Америке рекомендовал, а Священный синод одобрил кандидатуру протоиерея Иоанна Джиллионса на должность Управляющего делами Православной Церкви в Америке. Ранее отец Иоанн занимал различные административные, научные, военные и церковные должности, что позволит ему использовать свой разносторонний опыт на новой должности. На исходе года мы попросили отца Иоанна поделиться своими впечатлениями от первых месяцев работы в качестве Управляющего делами.
— Расскажите, пожалуйста, о первых месяцах на посту Управляющего делами Православной Церкви в Америке. Было что-то, что вас удивило, обрадовало или показалось трудным?
— Я удивился тому, насколько мне понравилась новая работа, понравилось быть частью команды, работать с замечательными людьми на всех уровнях. Здесь царит дух сотрудничества, настоящий, добрый дух «соборности».
Я тесно работал с Блаженнейшим и со Священным Синодом, с сотрудниками канцелярии, был представлен попечительским советам семинарий. Пока мне не удалось познакомиться со всеми членами Митрополичьего совета, но за несколько первых месяцев я успел плотно поработать с главным юрисконсультом и юридическим комитетом, антикризисным комитетом, Комитетом по политике против сексуальных злоупотреблений (SMPAC).
Я хочу построить хорошие рабочие взаимоотношения с руководителями епархий, и был счастлив во время Всеамериканского собора присутствовать на Епархиальных ассамблеях Юга и Запада.
Несколько недель назад меня пригласили встретиться в Сан-Франциско с Епархиальной ассамблеей Запада. В январе состоится встреча с канцлерами и казначеями (первыми) всех епархиальных советов, которая пересекается со встречей глав всех отделений ПЦА. У нас так много замечательных людей, которые посвящают себя волонтерской работе в Церкви. Это мотивирует и вдохновляет.
Еще меня удивило, если уж быть совсем откровенным, как много сил и внимания требует небольшая горстка случаев предполагаемых проступков среди духовенства. Большинство из этого остается конфиденциальным, как и должно быть, и далеко не отражает всей жизни ПЦА. Но это, конечно, очень болезненная и прискорбная тема, и нам потребуется сделать еще очень многое в плане подготовки семинаристов, духовенства, руководителей приходов и епархий.
Но вернемся к «радостям». Я люблю приходить в часовню преподобного Сергия в Канцелярии и молиться в окружении мощей святых Северной Америки, преподобного Серафима и новомученицы великой княгини Елизаветы. Пока Канцелярия находится в Сайоссете (административное решение о том, останется ли она и дальше здесь, или переедет, еще предстоит принять, и сделать это нужно будет осторожно и взвешенно), но часовня эта – жемчужина. Она сыграла важную роль в жизни моей семьи.
Здесь я начал свое священническое служение: именно тут митрополит Феодосий отслужил молебен, когда меня вместе с женой Дениз и маленьким сыном Андреем направили служить в Австралию. Сюда ходила моя покойная сестра Алла Веллер вместе со своей семьей, здесь ее соборовали, и здесь она в последний раз праздновала земную Пасху. В этой часовне я крестил двух племянников. Приходить в нее каждый день — большая честь и радость для меня.
— Ваше резюме впечатляет: дипломы университетов МакГилла, Свято-Владимирской семинарии и Университета Аристотеля; священник, военный священник, настоятель; основатель и профессор Кэмбриджского православного института; управляющий дома престарелых. Что из этого, как вы считаете, вам пригодится для работы в административной команде ПЦА?
— Должен сказать, что на посту Управляющего делами понадобятся все мои знания и опыт, и много-много больше! Это самая сложная и требовательная работа из всех, которыми я когда-либо занимался. Но, по милости Божией, ее разноплановый характер отлично сочетается с моей разноплановой жизнью, поэтому я чувствую себя здесь как рыба в воде. И, как сказал недавно епископ Вениамин, Управляющий делами должен служить в некотором роде смазкой, помогающей различным частям церковного механизма слаженно работать. Скромная роль, которая мало кому заметна, если механизм работает хорошо.
Такой опыт помогает комфортно себя чувствовать в самой разной среде: пастырской, административной, образовательной, межцерковной и экуменической. Я буду рад, если мой опыт церковной жизни внутри Русской и Греческой православных церквей поможет ПЦА внести свой вклад в формирование единой Православной Церкви в Северной Америке.
— Всем известно, что ПЦА пережила ряд серьезных испытаний за прошедшие несколько лет, и все же нет худа без добра. Расскажите, пожалуйста, начиная новую главу в истории ПЦА, какие основные препятствия и какие новые возможности вы видите?
— Я думаю, «добро» здесь то, что ПЦА научилась, как я уже говорил, жить в сотрудничестве. Ей на практике пришлось понять, что можно одновременно быть и иерархичной, и соборной. Сейчас на всех уровнях вырабатываются здоровые рабочие отношения: между митрополитом и епископами, между епископами и Митрополичьим советом, между центральным церковным аппаратом и епархиями, между епархиальным начальством и приходами. Иногда процесс был болезненным, многие внутренние вопросы мы вынуждены были сделать гласными. И это принесло нам свой Знак почета.
Один из моих друзей, представитель восточной Католической церкви, слушая трансляцию недавнего Всеамериканского собора по радио Ancient Faith, сказал, что он восхищается тем, как мы решились «так откровенно обсуждать вопросы о дальнейшей работе Церкви, о ее будущем не только перед делегатами-участниками, но и перед всем миром, который слушал трансляции… Я не знаю ни одного случая, чтобы какая-то еще Апостольская церковь, ни католическая, ни православная на тысячи километров вокруг решилась на такой открытый и честный разговор». Нам нужно и дальше этого придерживаться и пользоваться этим.
Как сказал отец Фома Хопко, чтобы построить живой храм Господа, нам нужно взять на себя «крест сотрудничества». Мы, православные Северной Америки, переживаем сейчас переломный момент нашей истории. Мы либо так и останемся разделенными на обособленные группы, либо сможем создать воистину единую Церковь, которая будет уважать всех своих членов и умело использовать их способности и дарования. Сколько бы мы ни декларировали, что мы Православные, мы все равно остаемся крошечным и в большинстве своем никому не известным меньшинством на этом континенте.
Мы пока еще не донесли Северной Америке главную проповедь о Православии. И не сможем этого сделать, если останемся прежними. Нам снова нужно стать миссионерской Церковью, признать, что общество вокруг нас неоднородно, у него очень разные человеческие потребности. Я не имею в виду только наши приходы. Нам нужно вспомнить, что мы призваны служить людям во имя Господа. Тогда у нас начнется новая миссионерская жизнь, похожая на жизнь первых христиан, которые умели совершенно по-разному доносить Слово Божие до евреев и до эллинов, становясь всем для всех.
— Какие задачи будут для вас главными в первый год работы Управляющим делами?
— В первый год самой главной задачей будет выстраивание здоровых рабочих взаимоотношений на всех уровнях. С Блаженнейшим и со Священным Синодом, с сотрудниками канцелярии, с руководителями наших семинарий, епархий, с институтом и департаментами военных и больничных священников. Я также собираюсь познакомиться с моими коллегами из других Православных церквей Северной Америки. Среди других приоритетов:
Обеспечить планомерную и слаженную работу центрального церковного аппарата. Опираясь на постановления Всеамериканского собора и тесно сотрудничая с епархиями и Митропольичьим советом, шаг за шагом переходить на новую пропорциональную систему отчислений по всей Церкви и внимательно оценивать, какие задачи на каком уровне церковной администрации должны решаться: какие – на уровне центрального аппарата Церкви, какие – на уровне епархии, благочиния или прихода.
Совместно с епископом Михаилом и другими работать над возрождением и финансированием миссий и миссионерских организаций на всей территории, где действует ПЦА.
Следить, чтобы ПЦА делала все возможное для предотвращения сексуальных злоупотреблений и для борьбы с ними.
— Если бы вам дали возможность обратиться к священству и всем тем, кто работает в различных организациях ПЦА, что бы вы им сказали?
— «Оно того стоит! Не отчаивайтесь! Выше голову! Радуйтесь!» В церковной жизни тоже возможны разочарования, особенно, если слишком надеяться «на князи на сыны человеческия». Но если хранить нашу первую любовь, если помнить, Кто привел нас сюда, тогда «обновится яко орля юность твоя».
Господь хочет, чтобы мы низвели огонь на землю, но для начала этот огонь должен гореть у нас внутри. Так что прежде чем заняться проектами, приходом, миссией и проблемами, нужно каждый день молиться, читать Писание и поддерживать тот внутренний огонь веры, который дается нам только Господом.
— Расскажите, кто из учителей, писателей и\или святых оказал наибольшее влияние на вас лично, на формирование вашей философии служения?
— Служению меня учил в разные периоды моей жизни целый сонм свидетелей: друзья, родные, коллеги-священники. Их слишком много, всех не перечислить.
Среди тех, кто оказал на меня особенно сильное влияние, можно назвать отца Олега Болдырева, архиепископа Сильвестра (Харуна), отца Георгия Хасенца, отца Иоанна Ткачук – их всех я встретил до своего поступления в семинарию. Еще отец Павел Лазор, отец Фома Хопко, отец Иоанн Брек, отец Павел Тарази, митрополит Каллист (Уэр), митрополит Антоний (Блум), отец Иоанн Мейендорф и – прежде всего – отец Александр Шмеман. Также жизнь и работы отца Льва Жилле, Николая Зернова, старца Порфирия, отца Александра Ельчанинова, матери Марии (Скобцовой), книга «Отец Арсений».
Среди других святых, которые серьезно повлияли на мое представление о служении – преподобный Герман, святой Иннокентий, святитель Тихон (Московский), святой Рафаил Гававини, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадский и святой Жан Вианней.
На меня также произвели большое впечатления некоторые аспекты жизни и учения Фрэнка Бакмэна (его внимание к Божественному руководству), Билли Грэма и Джерри Фалуэлла (не идея «морального большинства», но его стремление быть пастором для людей и общества) и, хотите верьте, хотите нет – Теодор Рузвельт.
В начале 1990-х гг., когда я работал над диссертацией в Свято-Владимирской семинарии, я провел шесть месяцев в Ньюарке (штат Нью-Джерси) в Ордене Милосердия матери Терезы. Меня поразили и сами монахини, и работа, которую они выполняли (я смог даже встретиться с матерью Терезой).
Я все больше и больше прихожу к выводу, что если мы, православные, не являемся «миссионерами милосердия», если мы не оглядываемся постоянно вокруг и не стремимся увидеть нужды людей и служить им «в страхе Божием», Господь не даст нам будущего.
Меня вдохновляют «повседневные» святые, которых мне доводится встречать. Те, о ком отец Михаил Плекон сказал «тайная святость» невоспетых людей, кто естественно неосознанно радостно любит Господа и помогает другим. Например, три женщины, которые четыре года ухаживали за моей покойной тещей: у нее была болезнь Альцгеймера, и ее здоровье постепенно ухудшалось. Это учит смирению: быть священником с хорошим образованием и разносторонним опытом, до этого всю жизнь быть православным, и вдруг осознать, как мало ты знаешь о настоящем христианском служении. Я вижу такие примеры постоянно.
И до сих пор самое большое влияние на мое представление о служении оказывает Новый Завет. Или скорее сам Иисус Христос и то, каким он предстает на страницах Нового Завета и в жизни Церкви.
Перевод статьи «A spirit of sobornost:» An interview with Fr. John Jillions, new OCA Chancellor — Ольга Антонова специально для портала «Правмир».
Читайте также: