Чтобы поступить на факультет международной экономики в Российскую академию внешней торговли, 11-классница Елена Белова из Иваново готовилась к экзаменам по трем предметам: обязательный для всех русский, профильная математика и китайский язык, которым занималась с 10 лет самостоятельно и на курсах. Школ с китайским в ее городе нет.
— Не совсем обычный предмет для сдачи, зато конкуренция по нему гораздо ниже, так что соображения — чисто прагматические, — признается Елена. — Моя стратегия поступления была построена на призерстве в перечневых олимпиадах и на иностранном языке. Однако если его исключат из списка предметов по выбору, то я не поступлю. Ужасно волнуюсь и внимательно слежу за всеми обновлениями.
«А нам, пожалуйста, географию»
А следить есть за чем — обновления идут постоянно. Споры вокруг предметов, которые вузы должны требовать от абитуриентов, ведут с 12 августа, когда для обсуждения на портале правовых актов был впервые опубликован проект приказа о перечне вступительных испытаний. 10 октября заканчивается общественное обсуждение, а 1 декабря правила для приемной кампании должны быть утверждены. Действовать приказ начнет уже в ближайшую приемную кампанию 2025–2026 годов.
Смысл перечня в том, что за каждым наименованием специальности закреплен определенный набор дисциплин. Раньше это регулировалось Приказом №722, но он был отменен, и теперь «связки» между предметами и специальностями пересмотрены. Обязательными стали те предметы, которые раньше ими не были. На некоторые специальности их было заявлено несколько.
Встал вопрос, не увеличится ли количество экзаменов на некоторых направлениях с трех до пяти или шести.
При этом два самых востребованных предмета по выбору — обществознание и иностранный язык — убрали со многих направлений, что вызвало недоумение у тех, кто к ним готовился. Как и когда готовиться к новым экзаменам, да еще если их станет больше?
21 сентября опубликовали второй вариант перечня. С количеством экзаменов вопрос более или менее разрешился, их больше не стало. На экономику и менеджмент, к облегчению многих, вернулось обществознание.
Но с иностранным языком проблема осталась.
— По поводу первоначального проекта перечня были споры — то ли Минобрнауки требует все, что отмечено в тексте документа буквой «О» (обязательные), и тогда на медицинскую кибернетику, например, получилось бы вместе с русским пять обязательных предметов; то ли они все-таки рекомендуют вузу выбор из нескольких обязательных. Похоже, все-таки второе, и роста числа предметов мы в этом году не увидим, — объясняет «Правмиру» эксперт по поступлению в вузы и автор популярного ТГ-канала Grand Exam Арсений Филин.
— Останется три вступительных испытания, как и было: обязательный для всех русский язык, один обязательный предмет для данной специальности, который устанавливается перечнем, и один и более предмет по выбору абитуриента. Что это за предметы, тоже устанавливает новый федеральный перечень. Вуз в своих правилах приема должен отразить, какой именно из них он будет засчитывать на экзаменах, но может скопировать и весь список. Например, на специальность «Экономика и управление» в качестве третьего экзамена в перечне указаны история, информатика, обществознание, география. А дальше один вуз может предложить все четыре предмета и засчитать тот, по которому у абитуриента выше баллы; а другой скажет: «Нам, пожалуйста, только географию».
И вот тут возникает трудность с иностранным языком. На абсолютное большинство специальностей он остался только в виде третьего экзамена по выбору, и вуз вполне может его не предложить.
На международные отношения, на международную экономику, на политологию и еще на множество направлений абитуриент теоретически сможет поступать без английского или любого другого иностранного языка.
— Обязательный иностранный требуется только на языкознание, лингвистику, переводческое дело или на преподавание иностранного языка, — говорит Филин. — Даже само словосочетание «иностранный язык» встречается в документе всего 43 раза, а вот слово «история», для сравнения, — 74.
«Зачем сдавать английский? Его и так все знают»
Виктор Болотов, автор концепции ЕГЭ и научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, считает, что изменения перечня во многом осмысленны.
Во-первых, потому что изменился набор предметов для поступления в педвузы: теперь любой абитуриент должен сдавать на втором обязательном испытании (ВИ-2) тот предмет, который он в дальнейшем собирается преподавать. Раньше будущий учитель физики или химии мог и вовсе не сдавать их на ЕГЭ. Вместо этого было обязательное обществознание — предмет, который Болотов недолюбливает за то, что в нем «всего понемножку»: истории, юриспруденции, социологии, политологии.
— Мне никогда не было понятно, какие знания мы проверяем на обществознании, — признается он. — Скорее, мы проверяем память на формулировки, причем из определенного учебника, поскольку в разных учебниках один и тот же термин трактуется по-разному.
А во-вторых, в потенциальном исчезновении иностранного языка из перечня Виктор Александрович видит определенную логику:
— Любой адекватный инженер или ученый все равно будет знать иностранный язык на необходимом для его нужд уровне. Кому-то нужно лекции в аудитории читать, а кому-то — понять техническую документацию, для чего не требуется идеальный кембриджский английский. Кому нужно — тот и так выучит, а кто его не знает — тому ЕГЭ не поможет. К тому же английский — это дискриминирующий фактор: если математику или физику можно освоить в школе, то все, кто поступают с иностранным языком, так или иначе занимались им с репетиторами. У них преимущество перед теми, кто репетиторов нанять не мог.
— Возможно, иностранный язык решили исключить из большинства дисциплин, потому что это в основном английский, и в нем просто невероятная конкуренция, — рассуждает изучающая китайский Елена Белова. — Ни для кого не секрет, что английский все учат с раннего детства. В нашем поколении люди говорят на нем не хуже, чем по-русски, и используют языковые баллы для поступления на технические специальности. Возможно, кому-то это показалось несправедливым.
Главная проблема с перечнем, по мнению Виктора Болотова, это не изменение набора предметов, а то, что вузы утвердят список предметов только 20 января 2025 года, и действовать он начнет уже в ближайшую приемную кампанию. То же самое было и в прошлом году, но тогда все были уверены, что ничего принципиально не поменяется, а сейчас, с новым приказом, такой уверенности нет.
«По-хорошему, окончательный приказ должен был бы выйти уже сейчас, чтобы у абитуриентов был хотя бы год на подготовку», — говорит Болотов.
Арсений Филин отмечает, что в сроках принятия документа есть нестыковки.
— Сопоставляя проекты документов, видим путаницу с датами. В первоначальном варианте было сказано, что изменения начнут действовать в приемную кампанию на 2025–2026 учебный год. В новой версии проекта таких указаний нет, зато сказано, что он вступает в силу с 1 марта 2025 года. При этом вузы должны установить свои правила до 20 января 2025 года. Получается, что они, вводя список предметов, вынуждены будут ориентироваться на проект, а не на финальный документ. А что, если они войдут в противоречие друг с другом, как уже бывало? И это при том, что крайняя дата по выбору предметов для сдачи на ЕГЭ — 1 февраля. Непонятно, как согласовать все эти даты между собой и когда готовиться.
«Все это ужас»
Участники обсуждений в социальных сетях не скрывают эмоций.
«Такие проекты приказов правильнее применять в приемные кампании, которые будут начиная с 2026 года, а не с 2025 года, так как многие дети за два года начинают подготовку к ЕГЭ по нужным предметам, и тут такие “сюрпризы”» (Елена).
«Мы планируем поступать на международный менеджмент, ребенок усиленно готовится к ЕГЭ по английскому. Если приказ примут, то английского языка для менеджмента не будет. Вместо него поставят на выбор историю, географию или информатику. Но окончательно это станет ясно только в январе 2025-го. То есть на переподготовку, например, для ЕГЭ по информатике останется всего 5 месяцев? Вообще не понимаем, что теперь делать и к чему готовиться» (Наталья).
«На менеджмент можно было сдавать иностранный язык, готовились 2 года. И что? Географию учить? Ничего не поняла» (Валерия).
«Все это ужас. На 58.03.01 “Востоковедение и африканистика” готовились английский, история, а тут в итоге география вместо английского обязательного… Слов нет» (Smart Ostrich).
— Английским сын занимается давно, наработана хорошая база именно для этого экзамена, — сказала «Правмиру» мама десятиклассника Анна Нагибина. — У нас еще будет время отстроить план действий, но пока я вижу только один вариант: идти на те факультеты, где оставят английский. Это точно будет филология, медиакоммуникации. Придется сузить выбор. Увы, решение правительства способствует тому, что конкурс на эти бюджетные места вырастет еще сильнее, придется заранее готовиться к выбору чего-то более скромного и непопулярного.
— Еще не все потеряно, есть время писать во все инстанции, бить во все колокола. До 10 октября можно влиять на ситуацию, — призывает преподаватель русского языка, эксперт по поступлению Ольга Соколова, возмущенная потенциальными изменениями в перечне. — В августовском проекте исключили обществознание, но в новый проект его на многие направления вернули, потому что был скандал. Иностранный тоже можно отбить, но нужно действовать. Не молчите. Пишите жалобы в Рособрнадзор и Минпрос, давите на ущемление прав детей, которые несколько лет готовились, и менять коней на переправе им уже поздно.
Пока еще ничего не понятно, Арсений Филин предлагает 11-классникам заявлять максимум предметов на ЕГЭ.
— На первый взгляд страшно, что набрал много предметов и надо ко всем готовиться, но не волнуйтесь, потом вы просто можете не прийти на экзамен. Помните, что отказаться от предмета легко, а вот добавить его после 1 февраля практически невозможно.
Фото: freepik.com