«Воскресения день – просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия!»
В этот светлый день – день Христова воскресения, день восстания Спасителя из гроба, день победы Богочеловека над тлением и смертью – повсюду тысячекратно слышатся слова пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И трудно к этому что-либо прибавить, сказать что-нибудь сверх того, что сказано в этих немногих словах.
Христос воскресе из мертвых – это значит, что один из Святой Троицы, Бог Сын, став человеком, умер на кресте, но Своей властью превозмог смерть и вернул Себе жизнь. Христос воскресе из мертвых – это значит, что один из нас, будучи Богом, был распят, но восстал из гроба, положив начало всеобщему воскресению.
Христос воскресе из мертвых – это значит, что во Христе Иисусе Божественное естество неслиянно, нераздельно, неразлучно, неизменно соединилось с человеческой природой, и теперь каждый крестившийся во Христа – Бога по естеству и человека по рождению от Девы – призван, будучи по естеству человеком, стать богом по благодати.
Своей смертью Христос попрал смерть, наступил на нее, как победитель наступает ногой на грудь поверженного противника, лишил смерть ее власти, уничтожил ее силу, сломил ее мощь.
Из глубины веков доносится до нас голос пророка Осии: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» Ему вторит апостол Павел, вслед за Павлом восклицает Златоустый святитель: «Воскресе Христос, и ты низверглся еси! – говорит он, обращаясь к аду. – Воскресе Христос – и падоша демони! Воскресе Христос – и радуются ангели! Воскресе Христос – и жизнь жительствует! Воскресе Христос – и мертвый ни един во гробе!»
Да, Христос, вокресший из мертвых, даровал вечную жизнь «сущим во гробех» – тем, кто умер заживо, подпав под власть греха. Послушаем еще и еще – ибо слушать это можно бесконечно, – что говорит нам святитель Иоанн, архиепископ Константинова града, какие слова он находит, чтобы ободрить нас и укрепить наш дух: «Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство! Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия! Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть!».
Церковь устами Златоуста приглашает нас на пир евхаристии, призывает верных принять участие в благодарении Отцу, пославшего в мир единственного Сына Своего, зовет христиан вкусить Божественной плоти и крови Спасителя нашего: «Трапеза исполнена, насладитеся вси! Телец упитанный, никтоже да изыде алчай! Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости!».
«Какого тельца Он называет упитанным? – говорит в другом месте златословесный Иоанн. – Какого? Которого телица Мария Дева родила… Итак, заколите Того, Кто добровольно закалается; заколите Того, Кто животворит закалающих; заколите закалаемого и не умирающего, заколите Того, Кто разнимается на части и разнимающих Его освящает; заколите вкушаемого знающими Его и никогда не истребляемого; заколите Того, Кто вкушающих Его делает блаженными».
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Мы, крестившиеся, по слову апостола Павла, в смерть Христову, умершие с Ним, с Ним погребенные, – с Ним и воскреснем и будем участниками обновленной жизни, наследниками Царства, сынами Божьими.
Но, конечно, если мы христиане, если мы ученики Христа, Его последователи, то мы употребим все усилия, чтобы радость о воскресшем Спасителе разделили и те, кто ныне далек от Христа и от Церкви. Будем проповедниками не словом только, но и делом, будем свидетельствовать тайну Христова восстания из гроба воскресением собственной души, будем нести апостольское служение в духе мира и любви. И тогда наши ближние, наши родственники и друзья, увидев Христа отобразившимся в нас, воскликнут, как некогда Фома: «Господь мой и Бог мой!» и в следующем году вместе с нами воспоют победную, ликующую песнь:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Читайте также:
«Мы видели Господа!»