Почему у нас плохо знают историю
Во-первых, по-настоящему изучать историю очень трудно. Можно «проходить» ее поверхностно, едва «задевая», но настоящее изучение истории — трудоемкий, психологически и нравственно затратный процесс. И многие не хотят следовать такому сценарию — себе дороже.
Настоящее изучение истории — это работа и интеллекта, и души. Обязательно нужна дискуссионность в проведении занятий, налаженный педагогический диалог с учениками, эмоциональная окраска, атмосфера доверия в классе. Нельзя вяло или фальшиво бодро, шаблонно излагать предмет, как сейчас происходит все чаще и чаще.
Во-вторых, мы постоянно получаем новые данные, изменяющие наш взгляд на исторические события, фигуры и процессы. Известные всем факты, которые мы рассматривали под одним углом зрения, вдруг получают неожиданную интерпретацию, или официоз их требует представлять в том ключе, который считает значимым и насущным на сей момент. И, пометавшись так от одной парадигмы к другой, человек вообще разочаровывается в исторической тематике. Ему надоедает постоянно соответствовать «установкам». А за 30 лет таких исторических кульбитов было достаточно.
Например, когда-то Зоя Космодемьянская считалась героем, примером для подражания. Спустя какое-то время ее стали представлять поджигателем домов мирных граждан, оказывавшихся в стужу на улице.
В итоге Зоя превратилась чуть ли не в разорителя деревень. Прошло время — и мы опять представляем ее героем, но уже не таким до блеска отшлифованным.
Или, допустим, Столыпина рассматривали как реформатора, пытавшегося удержать страну от скатывания к революции. Потом его стали представлять политиком, который, наоборот, приблизил революционные события сломом общинного устройства и практикой переселения крестьян за Урал.
В-третьих, многим сложно запомнить и удерживать в голове разные аспекты истории, ее оттенки, многослойность, постоянно пополнять свой багаж знаний в достаточно широком диапазоне. А это все требует большой интеллектуальной работы, инициативности, динамизма. Далеко не все к этому готовы. В области истории надо без каникул находиться «в пульсации» — пополнять, закреплять, верифицировать знания, читать, знакомиться с новыми историческими открытиями, изучать архивные документы, при этом не теряя критического подхода.
Люди порой заносчиво или простодушно говорят, что они знают историю. А на самом деле это подчас означает, что они просто нахватались фактов по верхам, информированы в историко-культурном плане и зациклены на какой-то сумме идей или добротно усвоили одну-две концепции.
Что значит «знать историю»?
Знать историю — это не просто иметь какой-то запас знаний, представлений и лексики на тему истории, нехитрый методический инструментарий.
Нужно иметь более или менее целостное представление об историческом процессе и о своем месте в этом процессе, понимание того, что ты — субъект данного процесса и живешь не только в своем частном биографическом времени.
Это словно взгляд на жизнь в ретроспекции и в попытках моделирования будущего одновременно. То есть нужно рассматривать прошлое и будущее в проекции исторического времени и пространства с участием своего «я» не только как пассивно-исследовательского, но и как активно-творящего начала.
Плохо учил историю в школе — это можно исправить?
Очень многие по ряду причин плохо учили историю в школе. Недавно мой ученик признался мне в осознании того обстоятельства, что он учился спустя рукава, и это осознание пришло к нему спустя восемь лет после окончания школы. И вот он пришел ко мне в 25 лет и сел в класс с девятилетними детьми. Надолго ли хватит его энтузиазма? Сумеет ли Иван опровергнуть тезис Гераклита, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку?
Как нагнать упущенное? Прежде всего надо себя включить в историческое время. И неожиданно перед тобой откроется веер возможностей, ранее будто и незаметных: доступ к книгам, к лекциям на электронных платформах, к кинопублицистике; тебе захочется посещать экскурсии, участвовать в викторинах даже на вечеринках! Тебя потянет в краеведческий музей, мимо которого ты с зевотой проносился ранее.
С тобой будут происходить невероятные вещи — ты встретишь людей, тебе интересных. Ты будешь по-другому смотреть на дома, которые считал развалюхами. Окажется, что знакомое соседнее здание — это не просто сарай, а переделанная в 1930-е годы под склад церковно-приходская школа. Тебе захочется заговорить на улице со странного вида человеком, с которым ты даже не здоровался, и выяснится, что это краевед или старожил этих мест! Вот какие ресурсы помогут восстановить утраченное! Но при условии, что в тебе самом произойдут трансформации; по директиве не жди «волшебства»!
Не будет большого эффекта в изучении истории, если его осуществлять через принуждение или под прессом экзаменов, проверок, скандалов в семье. Человек должен ощутить потребность вступить в историческое поле и возделывать его. А как и когда такая потребность обнажится — известно только Богу. Может быть, с возрастом, как у моего ученика. Может, и из-за сильного потрясения, переживания.
Как должна происходить популяризация истории?
Подчас начинания, даже неплохие, в силу бюрократизации разных процессов превращаются в казенные акции. Трудно сохранить неформальную атмосферу повсеместно, потому что мы живем среди норм и директив.
Посему требуется умеренное сочетание — неформального и официального. Убрать формальности и стандартизацию совсем мы не можем — на них в немалой степени держится цивилизация.
Для того, чтобы популяризировать историю, педагог должен иметь личную расположенность к полноценному диалогу с детьми, способность поддерживать поисковую атмосферу в классе. Тут не помогут гаджеты или методички. Ведь история в основе своей — рассказ.
Умение и радость повествовать, слушать и беседовать не заменить техническими премудростями. Обязательно нужны прогулки, экскурсии учителя с детьми.
А ныне все бюрократически ограничено. Даже для того, чтобы перейти из одного корпуса школы в другой, требуется оформление приказа. Что уж говорить о прогулке педагога с классом или с группой ребят!
Так что неформальная зона все больше сужается. Но никакие дистанты и трибунная риторика не заменят влияния и обаяния личности педагога. Искреннее отношение учителя к себе, к миру детства, его установки на разумное, правдивое и созидательное прочитываются детьми без труда. Если это есть, то мы можем надеяться на успех в обучении и воспитании.