Сценарий к фильму, повествующему о крупнейшей техногенной катастрофе, произошедшей в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС, написал американец Крэг Мазин. Для известного по комедийным фильмам сценариста это первая работа в драматическом жанре. По его собственному признанию, в основу текста легла книга Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Хотя в сериале можно встретить и выдуманных героев, как, например, ученого физика Института ядерной энергетики Белоруссии Ульяну Хомюк, у большинства персонажей есть реальные прототипы.
Большая часть съемок велась на Игналинской АЭС в Литве. Атомная станция, построенная в 80-е годы и выведенная из эксплуатации по требованию Европейского Союза в 2009 году, имеет реакторы того же типа, что и АЭС в Чернобыле. По сути она считается ее двойником.
Воссозданием советского быта в фильме занимались литовцы, наверное поэтому сериал в своей бытописательской части далек от «развесистой клюквы», которой обычно грешат американские фильмы. Сцены из закрытого ныне города Припять, построенного в 1970 году для обслуживания атомной станции, снимали в районе Фабийонишкес в Вильнюсе.
Хотя сериал строг в своей хронике и зритель буквально по минутам следит за событиями, разворачивающимися сразу после аварии, создатели не спешат обозначать его меткой «основан на реальных событиях». Для режиссера и сценариста важнее бьющие в самое сердце истории людей, пожертвовавших собой ради спасения Европы от глобальной катастрофы.
На основе фактов реконструировать чувства
Полярность зрительских мнений – вещь неизбежная, но не в этот раз. 96% отзывов на сериал положительные. Зрители признают, что ничего подобного на телевидении еще не было, а сериал невероятным образом вобрал в себя разом все жанры – хоррор, драму, шпионский триллер, героический эпос.
Десятки, если не сотни книг, документальных фильмов, передач, тысячи статей, а еще цифры, факты, имена. Куда уж больше? Таким вопросом задавалась в свое время Светлана Алексиевич. И правда, что может дать сериал, какие загадки распутать, какие скелеты в шкафу обнаружить? Впрочем, создатели сериала и не собираются ничего приоткрывать, они следуют цели, поставленной некогда в «Чернобыльской молитве» ее автором – «реконструировать чувства, а не события», те чувства, которые запрещали себе свидетели тех чудовищных дней и даже лет.
«Идеологических штампов на редкость мало, темы моральные, четкие, без пафоса, – пишут зрители в соцсетях. – Это очень честная попытка воссоздать быт и ситуацию. Даже в собственной стране такое не всем удается. Так много точных деталей, что уже это заслуживает уважения. Образы людей человеческие, неоднозначные…»
«Для меня ново все. Мы никогда не хотели этого знать. Монотонное перечисление процедур производит сильное впечатление. Интересно, а что видят родившиеся после, для которых 80-е – это «Чародеи», «Электроник» и рок-н-ролл, а не Афган, Чернобыль и КГБ?»
«Чернобыль – близкая, больная для меня тема. Прежде всего в осмыслении: что это было? что мы (люди) поняли, если вообще поняли хоть что-то? Мне нравится (хотя «нравится» не то слово, которое можно поставить рядом с «Чернобыль»), что нам не дали конкретного ответа и концепции. Схожее впечатление от книги Алексиевич».
«Фильм снят добросовестно, на основе фактов. Американский зритель, для которого он сделан, совсем не знаком с теми событиями. Для них это целое откровение об ужасе катастрофы, созданной человеком. Сериал добился цели – американцы смотрят с удовольствием, не как фильм ужасов, а как документальное изображение малознакомых им событий».
«Удивительно достоверное воспроизведение событий. Идеология? Так время было такое. Именно из-за идеологии власть/партия творила то, что творила: замалчивала, врала, выгоняла людей на первомайскую демонстрацию, а потом выселила в одночасье практически без ничего».
«Фильм не ставит целью перечисление ужасов. Он про то, как трагедия опалила людей. Можно было бы заподозрить создателей в смаковании подробностей, но нет, снято слово в слово по книге Алексиевич».
«…По нему весь мир теперь будет судить о Чернобыле»
Когда тема цепляет, избежать отрицания практически невозможно. Пусть этих голосов немного, но есть в них важная логика. Одни признаются, что совершенно не воспринимают подачу событий, другие обвиняют авторов сериала в недобросовестности, мол, сняли ужастик и оттого общее впечатление – даже не фальшивки, а полного непонимания духа истории, времени, той страны, тех людей.
Кинокритики предпочитают критиковать художественность подачи. Журналисты размышляют об идеологических установках, которые вливают создатели фильма «в расслабленный мозг глобального зрителя». Александр Коц из «Комсомольской правды», например, не исключает, что сериал может некоторым образом повлиять на ситуацию вокруг постройки новых АЭС на территории Евросоюза.
Конкуренция между атомными гигантами так велика, что в этой борьбе все средства хороши. Не исключено, что после завершения сериала граждане ЕС задумываются, стоит ли связываться «с безалаберными русскими, которые устроили с помощью своих реакторов небывалую экологическую катастрофу в Европе».
«Американцы добились еще одной блестящей пропагандистской победы. Первый полномасштабный сериал о Чернобыле снят ими, и, конечно же, снят точно так, как он должен быть снят с точки зрения интересов США», – размышляет на страницах Strana.ua. Юрий Ткачев. Можно было бы обойти вниманием реплику молодого человека, но своими аргументами он обезоруживает в том числе тех, кто однозначно высоко оценивает фильм.
Признавая за создателями мастерство и кропотливое внимание к деталям (а это признают абсолютно все зрители), блогер отмечает намеренное искажение фактов с целью достигнуть «пропагандистского эффекта, выставить события в максимально черном свете, убрать из этой истории все великое и героическое и заменить его подлостью, беспечностью и самодурством».
Юрий Ткачев резок в сравнениях: «Работники станции после аварии не бродили по территории, как обкуренные лемуры, впадая в истерику и плача горючими слезами», «Акимов в сериале показан безвольным слабаком и трусом», а он «был мужественным и волевым человеком, который дорого заплатил за свою чисто научную ошибку. Посмертно унижать его – подлость».
Подлость – вот ключевое и главное, чем по-настоящему возмущены критики. Подло показывать растерянными слабаками тех, кто своими героическими действиями не допустил аварии в третьем энергоблоке.
Подло изображать то, чего не было и быть не могло, например, «как сотрудник Ситников под дулом автомата отправляется рассматривать реактор» или как «демонический старец в бункере АЭС отдает начальнику станции приказ изолировать город».
Перечисляя искажения, приводя факты один за другим, Юрий Ткачев, подытоживая свою позицию, называет сериал «умной, подлой и сознательной манипуляцией», по которой весь мир теперь будет судить о Чернобыле. Кто знает, может быть, он и прав – скорее всего, в своем последнем утверждении.
Обязательно к прочтению и просмотру
2019 год – не круглая дата. Тем удивительнее внимание к катастрофе, случившейся тридцать три года назад. Впрочем, сам сериал, по оценкам специалистов, вообще стимулировал рост интереса к теме Чернобыля. В обилии исследований, документов, фильмов, воспоминаний легко заблудиться. Так что стоит все-таки прочесть или посмотреть?
Во-первых, последнюю работу, только вышедшую из-под пера профессора Гарвардского университета, специалиста по истории Восточной Европы Сергея Плохия. «Чернобыль: история трагедии» написана на английском языке. За короткий срок стала бестселлером и получила престижную британскую литературную премию имени Бейла Гиффорда. Сейчас книга переводится на семь языков.
Во-вторых, не стоит обходить вниманием работы Натальи Барановской. Крупнейший советский исследователь новейшей истории Украины, она составила сборники документов со свидетельствами последствий Чернобыльской аварии.
В-третьих, если вы не читали, то обязательно возьмите в руки книгу «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» белорусской писательницы и журналистки Светланы Алексиевич. Увидевшая свет в 1987 году, эта книга по сей день остается самым популярным текстом о Чернобыле.
В-четвертых, помимо самого сериала «Чернобыль», можно посмотреть другие экранизации Алексиевич: ирландскую короткометражку «Дверь» (2008) и историческую драму на французском языке «Голоса Чернобыля» (2016).
В-пятых, посмотрите великолепный фильм Александра Миндадзе «В субботу». Вышедший в 2011 году и получивший международное признание, фильм описывает события первого дня после аварии. Кстати, по признанию сценариста сериала «Чернобыль», «В субботу» произвел на него большое впечатление.
Наконец, последняя, шестая рекомендация. Посетите сайт pripyat.com. На его страницах собран большой архив документальных материалов и фильмов о трагедии, которая не может оставить равнодушным никого на этой земле.