Человек чем-то напоминает лампочку. Главное ее предназначение — быть источником света. Светить. Эта ее функция невозможна без электричества. Даже самая редкая и дорогая дизайнерская лампочка будет не более чем стекляшкой, если ее не наполняет ток. Только когда он проходит сквозь нить накаливания, раскрывается красота, заложенная создателем.
То же самое происходит и с человеком. Он может быть красив, иметь богатый внутренний мир, различные таланты, но без Бога его подлинная красота никогда не раскроется. Он будет похож на ту самую лампочку, которая лежит в кладовке и ждет, когда ее включат.
Люди светятся, когда в их жизнь приходит Господь. Он преображает их, меняя взгляд на себя, мир, других людей и на Бога. Человек начинает светиться, буквально преображая и освещая окружающее его пространство. Некоторые светятся так ярко, что глубоко западают в память современников и их помнят даже спустя десятки, а иногда и сотни лет. Эти люди не просто светились, но и зажигали веру в окружающих людях, раскрывая их подлинную красоту в Иисусе Христе.
Одними из самых ярких светильников Церкви являются первоверховные апостолы Петр и Павел. Христос в Евангелии говорит ученикам: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49).
Они буквально горели верой и любовью к Христу. Жили Им. Посвящали Ему каждое мгновение своей жизни. Оставили ради Него все.
Их путь был разным, как и они сами. Апостол Петр предстает перед нами простым рыбаком. Он легко обращается к Иисусу, когда Тот зовет Его: «Иди за Мной». Для его обращения не потребовалось практически ничего. Его душа (как почва из притчи о сеятеле) была уже готова. Христос называет его «Πέτρος» — скала, и говорит, что на нем Он будет создавать Свою Церковь.
Петр предстает простым человеком. На Фаворе, во время преображения Христа, когда рядом с Иисусом явились Моисей и Илия, он, в своей простоте, говорит, как ему хорошо, и предлагает поставить явившимся палатки. Он просит Учителя приказать ему идти по воде, не задумываясь, может он или достоин ли он. Петр явный лидер, так как выражает мнение 12-ти, говоря Учителю: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6:68), на Тайной Вечере делает знак любимому ученику Иисуса спросить, кто Его предаст (Ин.13:24), и еще много раз в книге Деяний выступает от лица Церкви.
Но он не просто шаблонный персонаж. Евангелие рисует его живым, переживающим и очень эмоциональным. Он утверждает, что никогда не предаст Учителя, с бесстрашием бросается на одного из пришедших арестовать, с трепетом идет за арестованным Иисусом, предает Его из страха и горько плачет от одного только взгляда Христа.
Падение и предательство — это один из ключевых моментов в жизни Петра. Его беседа с Христом на берегу — это один из самых трепетных моментов во всем Евангелии.
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин.21:15-17).
Христос очень любит Своего ученика и знает о его переживании и слезах. Посмотрите, с какой заботой Христос буквально намеками говорит Петру «Я тебя уже простил». «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» — это отсылка к притче о двух заимодавцах (Лк.7:41-42). Кому больше простили долга, тот больше возлюбит.
Христос ставит первым среди равных именно Петра, как больше всех познавшего нужду человека в милосердии Бога, а не справедливом наказании.
Апостол Павел был другим. Талантливый, высокопоставленный фарисей из колена Вениаминова. Среди его предков был царь Саул и второй судья Израиля Аод. Он получил прекрасное образование в школе фарисея Гамалиила и имел хорошие перспективы.
Павел идейно ненавидел христиан и пылал ненавистью к ним. Его хорошо знали в Израиле как гонителя Церкви. Именно этого ревностного гонителя избирает Господь для проповеди язычникам.
Ослепленный по дороге в Дамаск, он буквально переродился, став самым ярким миссионером в истории Церкви. Он загорается ревностной любовью к Христу и бросает ради Него все. Об этом апостол пишет в одном из своих посланий: «Более того, я считаю, что не только это, но и все остальное ничего не стоит по сравнению с величием познания Христа Иисуса, Господа моего. Ради Него я отрекся от всего, что считаю ненужным сором, дабы обрести Христа» (Флп.3:8 РБО).
Он жаждет проповедовать Евангелие. Изучает ремесло скорняка. Ноги несут его из города в город. Эфес, Коринф, Фессалоники, Афины и так далее — там он селится в ремесленных кварталах среди простых рабочих, ходит в синагогу (если это возможно), заводит друзей и зажигает веру во всех окружающих. Он буквально созидает Церковь.
Оба апостола любили Христа, и оба они отдали свои жизни за Него. Их проповедь привела их в Рим, где они были убиты римскими властями.
Для них смерть не была чем-то страшным. Это, скорее, долгожданная встреча с любимым Учителем.
«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп.1:21-24).
Они были такими разными. Разные характеры, разный жизненный опыт, порой даже разные взгляды. Апостол Павел обличал Петра, а Петр писал, что в посланиях Павла есть не только премудрость, дарованная Богом, но и некоторые вещи, которые трудно понять, так «что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2-е Петра 3:16). Разные, но единые во Христе и любви к Нему даже до смерти.
Для нас это очень хороший пример. Мы в Церкви разные. По-разному грешим, мыслим, живем, мечтаем. Но мы должны, сохраняя единство в главном, учиться любить друг друга, как они.
Представьте, сколько в нас отличий. Каждый из нас видит мир, в первую очередь, через себя. Другие отталкивают. Они для нас что-то неизведанное, чуждое, иное. Наш эгоизм отталкивает. Иногда мы напоминаем толпу ежей, толкающихся в комнате.
Только во Христе наши отличия отходят на второй план. Только в Нем мы учимся не только светиться, но и любить друг друга, какими бы разными мы ни были. Христос делает отличия ничтожными, а любовь первостепенной.