Не только усваивать знания, но и очищать свои сердца от греха
Митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии:
– Сегодня чрезвычайно важно свидетельствовать миру о нашем единстве во Христе. Именно в Церкви Христовой преодолеваются все конфликты этого мира. Поэтому просим всех возносить молитву за нашу Церковь.
И такие юбилеи, как 400-летие Киевской духовной академии – важны для объединения Православия. Многие прибыли в Киев, чтобы разделить с нами радость и засвидельствовать единство.
Новое время задаёт и новые вопросы. И Церковь посредством богословия отвечает на них. Думаю, что синтез новейших достижений богословской науки с верностью Священному Преданию – это главное задание современного духовного образования.
Но мы должны не только усваивать знания, но и очищать свои сердца от греха. Нам нужно идти путем христианского совершенства – только тогда духовное образование достигнет своей цели.
Еще раз хочу искренне поблагодарить всех, кто разделил с нами этот праздник. Прошу вас возносить молитвы за нашу Церковь, за нашу Академию, за ее учеников и преподавателей. Пусть Господь, по молитвам преподобного Нестора Летописца и всех святых, которые вышли из стен Киевской академии, сохранит нашу Церковь и нашу альма-матер на многие и благие лета.
Христос пришел, чтобы основать одну Церковь
Митрополит Никита, епископ Константинопольского Патриархата, митрополит Дарданелльский, ипертим и экзарх всего Галлеспонта:
— Хранить Церковное единство очень важно, потому что Православная Церковь одна. У нас разнообразие праздников, практик и традиций, языков и обычаев, но Церковь одна. Христос пришел, чтобы основать одну Церковь, а не множество. Поэтому нужно не только сохранять единство, но и жить этим. И Церковь это делает через Евхаристическое служение Литургии.
– Как объяснить людям, что Церковь и христианское единство важнее узких национальных сиюминутных интересов?
– Это сделать достаточно просто. Обычай и индивидуальность нас не спасет. Только через Церковь и через слово Христа мы спасаемся. Каждый должен решить, чем он дорожит. Заботится ли он об этом мире или мире грядущем? Церковь показывает сплоченность и единство, когда молится за все слезы человечества. Мы не произносим молитвы за один или другой народ и не молимся, чтобы сохранить царство мира, а относим себя к Царству Божию.
– Как вы смотрите на то, что, прикрываясь якобы национальными интересами, ложным патриотизмом, раскольники разрывают хитон Христов, его Церковь?
– Безусловно, национальная идея и национальные интересы – это прекрасно, но надо помнить, что Иоанн Богослов в Святом Евангелии говорил о мирской славе (славе мира) и славе Божией. Он утверждал, что прежде всего – слава Божия, и она заключается в смирении. Христос проявлял смирение и нас призывал к тому же. В истории есть много примеров религиозных идей, которые были популярны, тем не менее, провоцировали разделение между людьми. Нам, христианам, надо помнить, что во Христе нет ни Эллина, ни Иудея, ни мужчин, ни женщин, и это означает, что мы призваны к единству и можем ошибаться, когда настаиваем на национальной идентичности. Важно, чтобы Церковь не основывалась на принципе этнофилетизма (когда национальной идее придают первоначальную значимость). Мы боремся за то, чтобы спасти людей разных наций – и украинцев, и русских, и американцев, и греков и т. д. Все являются детьми Божьими, и мы призваны к тому, чтобы спасать души человеческие.
– Что Церковь может сделать для прекращения войны, для мира, учитывая ту драматическую ситуацию, которая происходит в Украине?
– Для того чтобы нам понять послание Церкви, надо отслужить Литургию. Именно на Литургии Церковь призывает к миру во всем мире. Церковь должна ободрять людей к тому, чтобы они стремились прекратить насилие, кровавую бойню, чтобы сели за стол переговоров, нашли общий язык во время общения. Людям нужно достичь взаимопонимания. Сейчас вы концентрируете внимание на войне в Украине, но можно вспомнить, что война идет и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке, других частях мира. Церковь должна молиться о мире во всем мире, во всех местах.
Мне сложно говорить о ситуации в Украине. Я смотрю на нее извне, потому не смею судить о различных деталях и сложностях внутри Украины, так как не вижу будничной жизни. Но главное решение проблемы войны – это, безусловно, попытка диалога, вследствие которого должен наступить мир, вместо непонимания должно прийти понимание, вместо лжи – истина. К примеру, Греция и Турция долго были врагами, воевали между собой, однако сегодня они являются сотрудниками, мирно сосуществуют и вполне дружно сожительствуют.
Кто нарушает единство Церкви, не имеет благословение Иисуса Христа
Митрополит Лангадасский Иоанн (Элладская Православная Церковь):
– Единство – это самое большое благо, которое есть внутри Церкви, потому что Господь наш Иисус Христос особенно об этом молился: «Да будут все едино». Он, конечно же, знал о тех проблемах разделения, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Тот, кто нарушает единство Церкви, не может иметь благословение Иисуса Христа.
– Как объяснить людям, что Церковь и христианское единство важнее узких национальных сиюминутных политических интересов?
– Мы должны руководствоваться заповедью, которую Господь дал своим ученикам. Она гласит, что Бог желает всем людям спастись и в разум истинный прийти. Нам, нынешним епископам, следует просвещать все народы. В гимнах и песнопениях Пресвятой Троице есть красивый кондак, где говорится о том, что Господь, сойдя, языки слиял («Егда снизшед языки слия…»). Речь идет о ветхозаветном событии, когда человек возгордился и построил Вавилонскую башню. Эта гордыня стала началом разделения между людьми, ведь после смешения языков они не могли понять друг друга, договориться. Эти события происходили до Христа. В кондаке сказано, что когда Иисус воплотился, сошел Дух Святой: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа».
Осознав, что единство является даром Божиим, мы поймем, что единство веры дает нам большую силу по сравнению с той, которую мы бы искали в национальных или политических факторах. Нам нужно любить свою родину, и сила Христова помогает нам любить ее истинно. Все мы должны подняться над ситуацией, избегая столкновений. Только так мы остаемся самими собой и сохраняем то, что у нас есть, сохраняем единство с другими людьми, даже несмотря на то, что они находятся на другой стороне.
– В Украине и во всем мире конфликты. Что может сделать Церковь для прекращения войны, для наступления мира?
– Мы сейчас живем во времена библейских событий, можно сказать – Апокалипсических. Когда в жизни человека нет места Богу, естественно, что такие проблемы будут. Одно дело – верить в Господа, а другое – исполнять заповеди в своей жизни. Если мы каждый день будем с Иисусом Христом, воскресшим нашим Господом, вверим Ему нашу жизнь, будем совершать дела Церкви вне политической целесообразности, тогда сможем внести настоящий вклад для спасения человека. Политики приходят и уходят, а Церковь остается навеки: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (старец Паисий Святогорец). Нас еще не было, но Господь был, Он с нами есть и после нас Он тоже будет. Важно ощущать Его присутствие в нашей жизни, принять Его, если мы хотим, чтобы пришли радость, мир, благословение Божие.
В современном мире Церковь отделена от различных структур. Конечно, она служит и помогает людям. Сегодня Вселенский патриархат сотрудничает с другими церквями. И делается это с тех пор, как свет Евангелия пришел на эти земли. Важно, чтобы мы посредством иерархов, церковных людей понимали, какой вклад Церкви в просвещение. Я расскажу о двух личностях, которых почитают как верующие, так и неверующие: и православные, и католики, и униаты, все инославные, те, кто принадлежат к канонической Церкви, и те, кто в расколе. Я имею в виду Кирилла и Мефодия, ставших над политическими перипетиями и выгодой. Они сделали благое дело, которое приносит плоды сегодня всем народам независимо от политических режимов и строев. Это факт. Его никто не может оспорить.
Миссия святых Кирилла и Мефодия была основана на вере, вне националистических или политических целей. Они покинули свою родину, Салоники, и сделали своей родиной весь мир. Оставив родственников и друзей, они посвятили себя Богу и примирили всех людей. Все народы стали их духовными детьми, желающими получить благодать Божью. И я верю, что Церковь сегодня, принимая послания от этих двух великих личностей, может уверенно продолжать свое дело.
Это, конечно, не означает, что у нас не будет проблем. Святые тоже были в тюрьмах, их пытали, случались также столкновения с франками и немцами, когда приходилось защищать славянский язык. Но разногласия состояли не в том, что братья хотели защитить свою национальную идентичность. Наоборот, они переживали за то, о чем говорил апостол Павел: «Я для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых».
С другой стороны, они понимали евангельское правило: не человек для субботы, а суббота для человека. Это значит, что все существующее должно служить для спасения человека. Я думаю, что в перспективе Церковь внесет положительный вклад в преодоление многих проблем. Я использую слово «преодоление», потому что через преодоление можно избежать столкновений. Когда соотечественники Иисуса Христа в Назарете хотели сбросить Его с горы, Он не вступил в конфликт с ними. В Евангелии сказано, что Иисус прошел между ними. Он не прекратил свое служение, свое дело, а продолжил его без столкновений, преодолевая, чтобы показать нам, что столкновение – это то, чего следует избегать. Преодоление же возвышает человека и дает ему возможность смотреть на все с высоты. Если посмотреть с высоты на те обстоятельства, которые нас приводят к разным столкновениям и которые, по нашему мнению, являются очень важными, мы поймем, что они незначительны и этим не стоит заниматься.
Подготовила Наталья Горошкова