Москвичи смогут оценить не только работу разных мастерских, но и традиции учебных заведений: иконописную школу Московской духовной академии и Свято-Тихоновского университета, а также школу святого Алипия Печерского из Дубны. Рядом с признанными современными классиками — работы молодых талантов. «Это нужно, чтобы показать, что молодые тоже могут писать достойные иконы, что есть у мастеров достойная смена», — отмечает организатор выставки искусствовед Ирина Языкова.
Выставка станет первым шагом к открытию музея современной иконы. Часть представленных работ была написана специально для музея и войдет в состав экспозиции, — сообщил, открывая выставку, епископ Троицкий Панкратий.
После безжалостной к православному искусству советской эпохи, гонений большевиков, икона выстояла и выстояла достойно. «Преемственности нет, мы смотрим на икону, как на диковинный артефакт», — утверждают сами мастера, отмечая при этом, что икона XX века, стала иконой авторской, и значит — произведением искусства, а не бизнесом и не трудом ремесленников, старающихся угодить заказчику.
Чем же отличается от византийской классики современная иконописная школа?
«Могу отказаться от заказа, если не понимаю, как написать»
Ирина Зарон родилась во Владикавказе. В 1980 году окончила отделение Монументальной Живописи МВХПУ (б. Строгановское) у профессора Г.М. Коржева. Член Союза Художников России с 1982 года. С 1972 года принимает участие в выставках. Работы находятся в Государственном Русском Музее, музеях и частных собраниях России, США и Европы. Живёт и работает в Москве.
«В основе выставки лежит идея создания музея современной русской авторской иконы на Валааме. Сейчас чуть больше, чем в период возрождения русской иконописи, в конце 80-х годов XX века, проявилась именно авторская икона. Одним из первых сформировавшихся как личность и как мастер был архимандрит Зинон. На выставке представлены его иконы.
Сейчас огромное количество мастерских, артелей, которые не претендуют на то, чтобы быть законодателями художественных веяний, но на этой выставке таких икон нет.
Когда я работаю, я опираюсь на свой опыт церковной жизни. Я чувствую и понимаю, почему пишу образ святого и могу отказаться от заказа, если не понимаю, как написать. Надо стараться двигаться вглубь, чтобы был камертон с богослужением, сохранялся евангельский тон и ритм. Таким должны быть и церковное пение и церковная живопись».
Творческий подход, а не копийность
Светлана Ржаницына родилась в Москве в 1967 году. Член монументального отделения Московского Союза художников, главный художник московской иконописной мастерской «Соборъ» — принимала участие в реставрации росписей хвалынского храма.
«На современную икону влияют реалии нашего мира, сказываются художественные школы. Все иконописцы помимо иконописного имеют художественное образование. Сейчас очень много крепких иконописных школ, у которых складывается свое собственное направление, свои мастерские.
Появились и мастера-харизматики, которые выходят со своим почерком и со своим направлением. Я с интересом наблюдаю за талантливой молодежью. Современная иконопись все более и более приближается к творческому подходу в отличие от копийности.
Конечно, есть и рыночный подход: когда вместо профессионализма проявляется стремление угодить заказчику. Но есть и положительные тенденции: потрясающие художники со вкусом и гармонией.
Появились имена. Они были и в средневековье, но сейчас, благодаря медийным средствам в том числе, их стало больше».
Икона как диковинный артефакт
Филипп Давыдов родился в Москве в 1975 году. Обучался в иконописной мастерской собора Рождества Иоанна Предтечи (Псков) с 1991 по 2001 год. Член Санкт-Петербургского союза художников (секция иконописи) с 2003 года. Работает в техниках иконописи, фресковой росписи силикатными красками и по сырой известковой штукатурке. В 2001 году организовал иконописную и фресковую мастерскую «Живая традиция» .
«У иконописцев досоветской эпохи сохранялось понятие традиции. У нас нет преемственности. Мы смотрим на икону, как на диковинный артефакт. Так люди XX века могут откопать маски Майя. Мы не очень понимаем, что это такое, как правильно делать, какие ценности были у мастеров. Очень многие, обнаружив маски Майя, пытаются просто повторить их максимально точно. Есть мнение, что так мы сохраним значение первообраза.
На выставке же представлены мастера, которые не только внимательно изучают наследие прошлого, но и пытаются понять, какие принципы были у наших предшественников, какими изобразительными средствами они пользовались, чтобы достигать конкретных результатов.
Пытаются работать, следуя не только букве того, как работали предшественники, но и общему духу, принципу и пути, по которому они шли».
Икона – не ремесло
Священник Андрей Давыдов родился в 1957 году в Москве. Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (ВУЗ) по специальности художник сцены. Занимается иконописью с 1978 года. Работал как художник–иконописец в иконописных мастерских Московской Патриархии, Московском Свято-Даниловском монастыре, по различным церковным и частным заказам в России и за рубежом.
«Главная задача этой выставки – показать, что современная икона существует и совершенно необязательно должна превращаться в ремесло. Очень интересно, что все мастера такие разные, при этом столько убедительных живых работ. Я начал писать более 30-и лет назад.
Икона изменилась очень, и это здорово. Сейчас видно, что люди работают, исследуют разные традиции.
Здесь есть и школьные работы, но это – необходимый этап, чтобы потом художник начал работать свободно изнутри своего сердца. Таких работ здесь немало».
«Большинство священников сейчас не понимает, что такое икона»
Александр Чашкин родился в 1946 году в Киргизии. С 1984 года учился иконописи у архимандрита Зинона. С конца 1980 много работает как иконописец и фрескописец расписал множество храмов в России и за рубежом (в США, Украине, Сербии, и т.д.). Является членом Творческого Союза Художников России, академиком гуманитарного отделения Российской и Ганноверской академии естественных наук. Участник многих выставок в России и за рубежом.
«Сейчас много мастерских, которые пишут «под копирку», подражая образцам, стараются писать более «нарядно», но с точки зрения духовности – сомнительно. Более того, сейчас большинство священников вообще не понимает, что такое икона.
Сегодня ко мне подошли и спросили, не хотел бы я расписать храм в академическом стиле. Для меня это – нонсенс: академизм в наше время.
Разница между иконой и академизмом в том, что икона не изображает, а является окном в потусторонний мир и несет в себе Свет Божий. Эта выставка показывает, что существуют моменты поиска. Художники не копируют, а пытаются найти свой стиль. Архимандрит Зинон начинал писать в Византийском стиле, сейчас мы видим у него античный стиль.
Икона должна быть окном в горний мир. Так и христианин должен быть таким окном. У нас же идея потребительства превышает все другие. Может быть, из ремесленнического большинства выйдут и большие мастера, из количества выйдет качество. Я надеюсь на лучшее».
Иконопись – такая, как она должна быть
Денис Иванников – выпускник Российского Православного Университета. Мастер работает в смешанной технике сграффито и мозаики.
«Я отношусь к тому поколению, которое не застало период гонений на христианское искусство. Расцвет иконописи начался до меня. То, что я наблюдаю на выставке – это не просто расцвет, а выход на принципиально новый уровень.
Сейчас мы видим попытку переосмыслить церковное искусство и двигаться дальше.
Перед нами дальнейшее развитие иконописи. Такое, каким оно должно быть».
Сроки проведения выставки: 11 декабря 2015 года – 19 января 2016 года
Адрес: выставочный зал «Царская башня», Казанская площадь, 2
Входной билет: 50 рублей.
Фото: Иван Джабир