Первые проповеди комом
…Всегда с улыбкой вспоминаю свои первые проповеди.
Это была середина 1990-х, настоятелем нашего Троицкого Ионинского монастыря был тогда отец Агапит (нынешний митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский), который благословил, чтобы все иеромонахи (а было нас 4 человека) за богослужением по очереди произносили проповеди.
Прекрасно помню тот ужас, который охватывал меня уже на этапе подготовки. Литературы особой не было, но, слава Богу, был издан замечательный сборник проповедей нашего покойного Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира. Это очень хорошие, достаточно простые, но в то же время запоминающиеся и емкие поучения, и для проповедника, который только делает первые шаги, эти тексты являются, на мой взгляд, ценнейшим пособием.
Помню, как брал книгу Блаженнейшего, прочитывал нужный текст по несколько раз. Карандашиком подчеркивал слова, которые следует выделить голосом, волнистой линей отмечал те, которые нужно произнести с особенным чувством, указывал, где делать паузы – и всё это для того, чтобы максимально внятно и четко хотя бы прочитать написанное.
Накануне вечером я тренировался в пустом храме: ставил аналой и читал вслух, чтобы привыкнуть к акустике и звучанию своего голоса. Но всё равно на следующий день на службе меня охватывали ужас и страх. Никаких своих пометок в тексте я уже не видел, забывал и об интонации, и о дикции – обо всём на свете. Прочитывал скороговоркой, и было мне, по слову псалмопевца: «язык мой прильпе гортани моему».
Причем прихожан тогда было не так уж и много, всех я хорошо знал. Знал, что люди относятся вполне доброжелательно, и если что-то пойдет не так, не станут выражать свое неудовольствие, а наоборот, отнесутся с любовью и пониманием. Но вместе с тем необъяснимый ужас сковывал мой речевой и мыслительный аппарат, и проповеди давались мне очень сложно.
Когда виден результат
Со временем я привык читать, затем стал добавлять к прочитанному что-то свое. Хотя особой возможности оттачивать, так сказать, мастерство не было. Сначала произносили проповеди каждое воскресенье по очереди – получалось приблизительно раз в месяц. Постепенно число братии увеличилось, и проповедовать приходилось еще реже – в среднем раз в два месяца. Но с тех пор, как стал епископом, говорю постоянно.
Когда-то я прочитал, что архиерей должен проповедовать всегда, когда служит, и стараюсь этого правила придерживаться. По воскресеньям в нашем монастыре служатся две Литургии: на ранней проповедь произносит братия по очереди, на поздней, когда служу, всегда я. И каждый раз выходить на амвон мне по-прежнему нелегко и страшно.
Понимаю, что часто повторяюсь, использую, возможно, какие-то излюбленные приемы, чьи-то наработки, цитаты. Понимаю, что в этом направлении мне еще работать и работать, но вдохновляет результат. Слава Богу, у нас удивительные, золотые прихожане. Чем дальше, тем меньше поводов делать критические замечания: люди понимают, что храм – это дом Божий, место молитвы христианской общины. Что община – это не набор индивидуумов, каждый из которых выживает, завоевывая себе жизненное пространство, а действительно единое тело Христово. И люди стремятся вести себя так, чтобы быть здоровой частью этого тела, а не больным зубом или больной ногой, от которых страдают остальные члены.
Вижу, как действуют на прихожан частые напоминания о том, что храм – это в первую очередь место, где совершается Тайная Вечеря, Евхаристия, о необходимости часто приступать к Святым Христовым Тайнам. На каждой Литургии у нас причащается не менее 2/3 прихожан.
Мне кажется, люди слышат. И слышат не просто слова проповедника, а в первую очередь голос Христа, Который говорит с нами со страниц Евангелия.
Мы все немножко апостолы
Нам всем в праздник святых первоверховных Петра и Павла хорошо бы подумать о том, какие мы проповедники. Ведь слова Христа, сказанные апостолам, обращены, собственно, ко всем: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Не только преемники апостолов – священники и епископы – призваны к проповеди Евангелия, но все христиане, которых апостол Петр назвал «народом святым», «царственным священством».
Давайте вспомним, кого из своих родных, знакомых и близких мы привели ко Христу. Конечно, Христос Сам приводит к Себе, но, как сказано в Отечнике, «человекам свойственно научаться от человеков». И почти всегда, во всех случаях обращения ко Христу, есть кто-то, кто помог сделать на этом пути первый шаг.
Если попробуем, положа руку на сердце, посчитать, сколько человек воцерковились с нашей помощью, скорее всего, не обнаружим ни одного. Думаю, похвастаться успехами в этом отношении не может большинство христиан. Но ключевым в данном случае будет слово «похвастаться». Ведь если бы мы увидели, что кто-то воцерковился, пришел ко Христу именно после наших слов, всю жизнь ходили бы с высоко поднятым носом…
Но, несомненно, такие случаи есть в жизни каждого, даже если сами о себе мы этого не знаем. Иначе бы христиане не умножались, иначе не росло бы число верующих людей. Господь Своими путями, Своей благодатью приводит человека в храм, и делает это, повторюсь, практически всегда через кого-то, кто выступает для новоначального путеводителем, проводником.
Чтобы стать таким путеводителем для нашего ближнего, никаких особенных действий предпринимать не нужно. Достаточно всем сердцем стремиться жить по-христиански. Не говорю «жить по-христиански», потому что это высочайший идеал, и если человек трезво относится к себе, то так никогда о себе сказать не сможет. Но нужно стремиться жить по-христиански. И если мыслить не двоедушно, быть христианином не только два часа воскресной службы, а на каждом шагу, тогда и мы, подобно апостолам, примером своей жизни, устремленной ко Христу, будем приводить людей к Богу.
Подготовила Юлия Коминко