Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Лк. 8: 5—15
Вот о чем хотелось бы мне сказать сегодня. Каждый день, и каждый воскресный день в том числе, Церковь приводит нам на память тех или иных святых — иногда большее их число, иногда меньшее. И в течение года перед нами проходит череда этих людей, нам представлена как бы палитра угодного Богу Его творения. И жизнь их проходит перед нами, и подвиг.
Где найти точку, соединяющую нас с ними всеми? Ведь нам кажется, что у нас совершенно иные жизненные заботы. Но выясняется, что если ты свою жизнь пересмотришь, то и слова, и дела тех, кто жил и умирал во Христе, имеют гораздо большее значение для нас, чем наша ссора с начальником, недовольство родными, обида на то, что наш талант не ценят. Потому что в том, что они говорили, и в том, что с ними происходило, впрямую отразилось желание Божие благодетельствовать Своему человечеству.
Человеку может быть вполне комфортно вне отношений со Христом. Тепло, сытно. Но только счастливым человек без Христа быть не может. Как не может быть вполне живым обезглавленный человек.
Мы, попрекая себя, говорим нередко: вот, притча Спасителя о сеятеле — она о нас. Вот, есть люди хорошие, умеющие молиться, и земля у них хорошая, а мы — камень и терние, и слово Божие в нас не прорастает. Надо сказать, это мы себе льстим.
Спаситель рассказывает о какой-никакой почве, а мы свою душу, как плац, заасфальтировали. Огородили себя частоколом, колючую проволоку под током пустили, мины наставили. Чтобы туда семя бросить, еще очень много усилий Христу надо предпринять. Но главное сделано, и сказано в Писании: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3: 9).
Не нужно ждать, что Христос придет и в нашу землю, и в нашу пустыню, насеет семена. Земля должна сниматься с места и двигаться ко Христу. Каждый из нас должен сниматься с места и ко Христу идти: Господи, воскресением Твоим меня просвети.
Мы все время предлагаем Спасителю мелкотравчатые загадки: вот, Господи, как мне быть в такой-то ситуации? Эти загадки имеют право на существование, если мы в яслях или детском саду. Но мы претендуем на рост и взросление. Значит, ответы на часть загадок мы можем найти сами, не утруждая Спасителя. А там, где нам действительно надо разобраться, где мы вправду ничего не понимаем, мы можем к Нему прийти со зрелым сердцем. Не с нашей извечной обидчивостью: «Вот, Господи, это не получилось. Почему? Вот, Господи, у того-то сложилось лучше, чем у меня, а почему?» Со зрелым сердцем. А зрелое сердце тебе скажет: пусть каждый живет так, как разумеет. Пусть у каждого получается то, что получается. Пусть все существует, как есть. Но только пусть я, переходя из пункта А в пункт Б, от небытия к бытию, от земного бытия к вечному, пусть я немногим больше смогу сказать Господу, когда наш разговор состоится.
Этот разговор с Богом человек привычно интерпретирует в категориях Страшного Суда и наказания. В действительности Суд страшный потому, что уже поздно будет что-то менять. Пусть, пока нам не поздно менять, мы что-то сможем сделать.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»