Просто некоторые вещи — возвращаются. Я не верю в кармическое воздание или справедливость мироздания, речь идёт о более простых вещах.
Если ты поддерживаешь строительство опасного производства у себя под окнами — оно неизбежно будет вредить и твоему собственному здоровью. Когда ты голосуешь за политика — надо понимать, что, весьма вероятно, именно тебе жить по правилам, которые он придумает. И если он обещает перевешать рыжих и конопатых, то надо подумать не только о том, что ненавистный начальник мог бы в «Антошке» без грима сниматься, но и сам ты не то, чтобы образец белокурой бестии.
Колонка Евгения Арсюхина, вызвавшая переполох в российской сети, предлагает не просто некоторую склонность к биологизаторству под видом «повышения сознательности». Она просто опасна. Доброжелательное повторение этологических банальностей о «естественности» отвращения к уродству и опасности размножения инвалидов может очень болезненно «отлиться» и автору, и всем нам.
Больные дети рождаются не только от генетических сложностей. Инвалидом не обязательно родиться — им, вообще-то, можно однажды проснуться. И разве в этой ситуации любому человеку, в том числе и автору колонки в «КП» не захочется получить здравое, спокойное, равное человеческое отношение? Неужто он сам для себя (или своих детей) предпочтёт рассуждения о недопущении инвалидов на вершину социальной лестницы?
Да, я читал его объяснения о том, что всё это не более чем литературный приём. Неубедительно. Напоминает, честно говоря, проповедников, которые под видом осуждения греха пускаются в его подробные описания — вот так нельзя, вот этак нельзя, а вот так — вообще недопустимо. И реакция публики это подтверждает — читатели не идиоты, и всё поняли правильно, и авторский голос в тексте вполне различили.
Каждый внезапно может превратиться в то, что осуждает, с чем борется, или что презирает. Особенно в таком малоконтролируемом деле, как здоровье. Нет никаких гарантий того, что твоё сегодняшнее торжество не обернётся завтра падением на дно.
Я ведь видел их таких. Воинствующих атеистов, кидающихся к иконам при угрозе даже не смерти, а просто разорения. Самоуверенного ницшеанца, умоляющего о помощи тех, кого он вчера презирал — один неудачный прыжок в воду лишил его возможности помогать себе самостоятельно. Гордых руководителей бизнесов, внезапно ставших бездомными и на себе ощутивших отношение, которым раньше сами щедро делились с «вонючими бомжами».
Наше благополучие — очень хрупко. Мы все живём в стеклянных домах. И я не понимаю, зачем при этом надо кидаться камнями.