Протоиерей Сергий Мельников, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Новгороде, не любит эту цифру — сорок пять. «Подсчитать в точности нельзя, цифру обобщили», — говорит он.
Да и героического в ней ничего нет, даже будь она правдой: «Любой священник на любом приходе постоянно работает с проблемами семьи. И никто не считает: сколько из них потом передумали разводиться».
По благословению епархии отец Сергий более трех лет работает с областным комитетом ЗАГСа. Он присутствует на консультационных пунктах, куда обращаются пары на грани развода. В прошлом году таких консультационных приемов провели 119, сообщил областной комитет. Это означает, что на каждом приеме священник в среднем отговаривал от развода две-три пары.
Правмир спросил отца Сергия, какие слова он находит, чтобы супруги передумали разводиться, и есть ли рецепт счастливой семьи.
Сорок пять
— Отец Сергий, и все же эта цифра — сорок пять пар, которые передумали разводиться после разговора с вами — она верна или нет?
— Подсчитать это действительно очень трудно — потому что во многих случаях дальнейшая судьба людей неизвестна. Не все дадут телефоны, не все будут готовы к тому, чтобы им потом надоедали, спрашивали «ну, как вы?» Но я точно знаю, что некоторые семьи — может быть, и невоцерковленные даже — после беседы действительно задумались. И решили, что брак нужно все-таки сохранить. А цифра сорок пять пар — это…
— Вы работаете на консультационных пунктах при ЗАГСах. Не все пары на грани развода готовы идти на консультацию. Можем ли мы говорить, что те, кто все-таки приходит — поговорить со священником, с работниками ЗАГСа — все же еще не окончательно решили разводиться?
— Да, можно сказать так. Раз они пришли, значит, они все же еще цепляются, чают этой надежды. И во многих случаях они готовы претерпеть какие-то обиды, измены. И вот часто эти люди — запутавшиеся в своих любовных треугольниках и просто в жизни запутавшиеся — приходят и спрашивают: скажите, а как должно по-Божьему быть?
— И что вы отвечаете?
— И я рассказываю, как должно быть — с точки зрения Закона Божьего. Говорю не цитатами, а своими словами, нейтральными. Говорю, как Бог человека сотворил, и что хотел от него видеть. Говорю, как Бог велит делать, и какие результаты мы потом получим. Говорю: в конце все мы будем отвечать перед Богом.
Ответственность — это очень важный момент. Перед Богом, друг перед другом, перед своими детьми. Все состоит из ответственности. Зачастую люди спрашивают: а зачем нам этот документ о браке? Или: а можно у вас без регистрации повенчаться? Для многих это остается некой игрой, романтикой, такой вещью со стороны: вот все так делают, и мы так делаем. Нет реального понимания, что жизнь нужно организовывать, строить, развивать. Что это труд большой. И вот нужно им объяснять: документ из ЗАГСа нужен, чтобы вы почувствовали ответственность — и друг перед другом, и перед людьми, обществом.
— А у вас есть какая-то формула — условно говоря, волшебное слово? Вы его произносите, и люди больше не хотят разводиться?
— Все индивидуально. Некоторых людей уже знаешь какое-то время, и когда они второй-третий раз приходят — больше проникаешь в их вопросы. Они уже пришли, с доверием, искренне — конечно, тут и результат лучше.
А многое в разговоре выходит интуитивно, с Божьей помощью. И иногда Бог такие дает открытия в процессе беседы, что и сам внутренне чувствуешь — такая радость, удовлетворение!
Вот было с одной парой: вроде они пришли разговаривать, но муж пришел уже с таким настроем — ничего не хотел воспринимать. Он думал: сейчас послушаю, а потом разведемся. А я им в разводе отказал. Сказал: вы взялись за дело вместе, вот и тяните его вместе! Растите, обращайтесь к Богу, к таинствам ходите — поможет. И вот прошло уже полгода, и я вижу, что люди держатся. Строгость возымела действие.
Но это такая пара: она была замужем уже, и он был женат. А потом они пришли — в общем-то, через этот брак и пришли — к Богу. Обратились, стали воцерковленными людьми. И, наверное, это тоже их спасает, держит на плаву отношения.
Скрепы и стержни
— А, по вашему опыту, многие из разводящихся пар — верующие? Или же в основном эти люди не воцерковлены?
— Граница воцерковления зачастую очень расплывчата. Знаете, как бывает: пока тяжело — человек ходит в храм, просит у Бога помощи. Когда тяжело — почти каждый человек становится воцерковленным. И бывает, что человек как раз через эти семейные трудности приходит к воцерковленности.
А есть люди, которые уже глубоко рассуждают о духовных вопросах. Они осознают: как же без семьи я буду христианином? Если брошу жену, детей? Такой человек имеет в сердце эти глаголы Божии. И он, я думаю, больше терпит и больше старается. То, что он ходит в храм, обязательно дает ему обновление, подкрепление сил, стержень. И я бы сказал так: с воцерковленным человеком уже можно работать — он трудится сам, все происходит положительно.
— Люди каких возрастов, как правило, к вам приходят? Можно выделить какой-то наиболее проблемный возраст в семейных отношениях?
— Молодых приходит немного. Наверное, это от максимализма юношеского. Но когда приходят, радуешься вместе с ними, я бы даже сказал — со-радуешься. Радуешься, что пришли к священнику, в Церковь. Радуешься, что хотят разобраться в ситуации — для своей семьи, для детей.
Но в основном приходят люди уже в возрасте — прожили вместе десять, пятнадцать, больше лет. И у них проблема: выросли дети, заботы стало меньше, и вдруг, без этих забот, отношения расстраиваются. Это бывает, к сожалению, очень часто.
— Отец Сергий, на ваш взгляд — каков рецепт крепкой семьи?
— Ну, я думаю — любить друг друга, какой еще рецепт может быть? И обязательно внутренний труд должен быть над собой. Что такое любовь в итоге? Это положить душу свою за други своя. То есть — за своего ближнего, за супруга. Что такое, собственно, семья? Это положи душу за своего ближнего. Это поступаться своими интересами ради интересов семьи, супруга, близких людей.
— В России появилась традиция в феврале отмечать день Святого Валентина — так называемый, день влюбленных. На ваш взгляд, это хорошо или плохо, что есть такой день? Потому что с одной стороны говорят, что корни у праздника — языческие, а с другой — все-таки в этот день людям напоминают о любви.
— Я без агрессии отношусь к этому дню. Конечно, это не совсем то, что нужно, но если даже на таком уровне людям напоминают о любви — почему нет? Если молодой человек девушке подарит цветы, скажет добрые слова, если дети научатся говорить добрые слова — пусть это будет. Хотя, мне не хотелось бы, чтобы этот день получил какое-то большее развитие. Потому что его содержание… Все же поверхностное содержание в нем.
Михаил Боков