На прошлой неделе католические иерархи США и Великобритании выступили с одобрением программы для iPhone «Исповедь», позволяющей пользователю вести учет своих проступков, а также контролировать свою совесть посредством вопросов-напоминаний о грехах и исполнении заповедей.
Представитель Ассоциации католических епископов Англии и Уэльса сообщил новостному агентству BBC, что новое приложение может быть полезным для людей, готовящихся к таинству исповеди.
О возможности использования подобных технических средств в духовной жизни и уместности перенесения этого опыта в православную практику размышляет протодиакон Андрей Кураев.
В принципе такое новшество может быть нам полезно. Есть древняя монашеская притча о том, как старец сказал послушнику взять один большой камень и принести его — камень был принесен. Затем старец сказал послушнику набрать и принести мешок галек, и они тоже были принесены. И тут старец сказал: «А теперь верните все назад на то же место: и камень, и гальки». Камень послушник вернул быстро. А вот где лежала мелкая галька, он так и не смог вспомнить. Старец пояснил, что так же и с грехами. Большой грех давит и на совесть, и на память. А «мелкие грешки» высыпаются из памяти и перестают быть поводом к покаянию. А значит, так и гниют внутри.
В недавнее время об этом напомнил замечательный труд архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) «Апокалипсис мелкого греха».
Если человек не живет в монастыре и у него нет возможности ежедневного откровения помыслов и исповедания грехов, то, конечно, возникает вопрос о том, как ему донести до дня исповеди память о своих ошибках и грехах.
Для этого можно вести какой-то личный дневник. А на бумаге он, в узелках или в электронном виде — большой разницы нет.
Но стоит помнить, что информация в любом компьютере и телефоне доступна утрате и взлому, а потому она может стать достоянием общественности. Это особенно опасно для людей публичных. А если ты обычное частное лицо и никого особо не интересует, что у тебя в компьютере или в голове, — можно записывать и в мобильник, и в айфон. Но католики говорят о том, что этой функции «напоминалок» будет придана и другая грань: вести учет своих добрых дел.
Некоторые католические святые в своих дневниках отмечали не только падения, но и победы, преодоления искушений. Они подсчитывали, сколько раз в течение дня, недели удалось побороть какой-то дурной помысл. Для православного человека вести счет своим победам представляется неуместным. Но для католиков ведение айфонной записи своих плюсов и минусов достаточно органично. И даже по-своему бесстрашно, ибо, как известно, все, что связано с мобильным телефоном, айфоном, интернетом, не является зоной приватности, все это может быть взломано. Быть может, их ждет новый WikiLeaks.
Вот чего не надо делать, так подходить с этим чудом техники на исповедь. Опытные духовники говорят: «Нельзя исповедовать по бумажке», то есть можешь записывать свои грехи накануне, но когда ты подошел к аналою, к батюшке — здесь уже дело не в декламации, а в переживании. На исповеди прежде всего нужно говорить то, о чем болит душа, что она сама ощущает. То есть не в хронологическом порядке, а в порядке болезненности.
Айфон неуместен на исповеди еще и потому, что эта машинка обладает функциями диктофона, а священник должен быть уверен, что тайна исповеди будет обоюдно сохранена.
А что касается вообще пользования новейшими современными средствами — конечно, здесь никаких запретов нет. Сложность только в их собственной сложности. Некоторые изделия делают вид, что освобождают мое время, а на самом деле они его съедают. Вот мне один человек на Рождество подарил айфон. И я с ужасом думаю, сколько же у меня уйдет времени на то, чтобы им овладеть. Я понимаю, что пока он будет красть мое время, но я не уверен, что доживу до часа, когда смогу его покорить и вытащить из него больше пользы, чем из привычного мобильника. Оттого пока я с ужасом смотрю на эту коробочку и не прикасаюсь к ней.
Беседовала Елена Вербенина