«На меня несется электросамокат — как тут обезопасить себя?» Спойлер: почти никак
Фото: David Paul Morris / Bloomberg
Фото: David Paul Morris / Bloomberg
С января по май этого года в России в ДТП с участием электросамокатов, моноколес и других подобных средств пострадало 119 человек. Сейчас езда на них не регулируется правилами дорожного движения. «Правмир» поговорил об этом с директором Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаилом Блинкиным.

«Во многих случаях от пешехода ничего не зависит»

Михаил Блинкин

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:

— По нынешним правилам дорожного движения человек на самокате — это пешеход. Если это самокат механический — ножкой двигаешь — это еще полбеды. Но сейчас полно электросамокатов, у которых в техпаспорте написано, что они могут до 60 километров в час разгоняться. На тротуаре это жутко опасно для пешеходов, это подтверждается данными о количестве трагических случаев.

Но если мы будем считать электросамокат участником дорожного движения, по аналогии с мотоциклом, то тоже возникнет много неприятностей… Мелкая жестяная авария, автомобиль-автомобиль — это вопрос небольшой суммы денег, страховки. А мелкая жестяная авария автомобиль-самокат — это покойник.

«Можно сделать полигон для электросамокатов»

У меня категорическая точка зрения. Я считаю, что можно сделать в любом московском парке для электросамокатов полигон — катайтесь, ребята, на здоровье. Электросамокат на улице, на проезжей части — это риски для его водителя, а на тротуаре — неоправданные риски для пешеходов, я бы их не допускал. Пока этот вопрос не отрегулирован, давайте лучше не рисковать.

По идее, должна быть обособленная инфраструктура, как, скажем, велодорожки. Ну, сумели же отделить велосипедистов — во всем мире сделали велополосы. И нужны аккуратные, без демагогии, нормальные инженерные исследования: а что будет, если этих ребят выпустить на велодорожку?.. Есть масса вещей, которые надо сначала изучить, в них разобраться, а потом уже разрешать. Но не наоборот.

И не надо полагаться на мнения, надо аккуратнейшим образом изучить. Сначала разобраться, потом допускать. Погибшие — недопустимая плата за то, что в моде стала индивидуальная мобильность. Совершенно недопустимая.

«Первый вопрос — разумное транспортное поведение»

Что я могу посоветовать пешеходам? Быть более внимательными. Но во многих случаях от пешехода вообще ничего не зависит. Вот на меня несется здоровая металлическая доска с электромоторчиком, на ней здоровый дяденька центнером весом. Ну как тут обезопасить себя? Обезопасить пешехода можно только достаточно жестким административным решением [в отношении высокой скорости электросамокатов]. Ничего другого мы не сделаем пока.

И самое простое — ограничить скорость на электросамокате до скорости пешехода. Но тут возникает вопрос. На проезжей части я могу администрировать скорость с помощью камер. А на тротуаре я как это сделаю? Какая этим должна заниматься инспекция?

Много лет назад у меня в СМИ был разговор с очень интеллигентным образованным батюшкой. Он меня спрашивает: «А что, вы действительно знаете рецепт, как обойтись без жертв на дороге?» Я говорю, рецепт ваш, не мой: постом и молитвой. Если это переводить в рациональные термины: разумным транспортным поведением. Когда человек на своем самокате катит со скоростью 40 километров в час по пешеходному пространству, тротуару, ему как раз постом и молитвой…

В гибели на дорогах первый вопрос — это не дороги, не самокаты, не состояние автомобиля. А наше с вами поведение. Сама по себе дорога — бездушная и никого не убивала. Убиваем мы друг друга сами.

Электросамокаты и статистика

По сравнению с прошлым годом, количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности выросло на 195%. Лидер — Москва, 24 аварии. На втором месте Санкт-Петербург — 22 аварии. Далее идут Краснодарский край (12), Татарстан (7) и Свердловская область (6).

С января по май этого года в ДТП с участием электросамокатов пострадало 119 человек, двое из них скончались. Еще два смертельных случая произошли этим летом: в Москве и Йошкар-Оле. За предыдущие два года в подобных ДТП погибло десять человек.

18 мая в Петербурге при падении с электросамоката разбился солист Мариинского театра Давид Залеев. 31-летний мужчина упал, пытаясь объехать прохожих. Мужчину госпитализировали, подключили к ИВЛ. Медики провели операцию по трепанации черепа.

28 мая в Химках мужчина на электросамокате попал под колеса автомобиля и скончался. Водитель автомобиля Haval, выезжая с парковки задом, сбил мужчину, который ехал через дорогу вне зоны пешеходного перехода.

1 июня в петербургском парке Колпино молодой человек на электросамокате сбил четырехлетнего мальчика. Ребенок катался на обычном детском самокате. Мальчика госпитализировали с травмой головы. 

2 июня пятилетнюю девочку сбили на пересечении улицы Дыбенко и Искровского проспекта (Санкт-Петербург). Ребенок находился в момент ЧП на тротуаре. По словам очевидцев, самокатчик даже не остановился. Его ищет полиция.

3 июня пострадал четырехлетний мальчик в Петербурге. Он попал под колеса электросамоката. У ребенка травма головы, ему потребовалось наложить швы. 

7 июня женщина в Волгограде попала в больницу, после того как на нее наехал подросток на электросамокате. ЧП произошло на пешеходном переходе. Женщина переходила улицу вечером на разрешающий сигнал светофора. В этот момент в нее врезался 15-летний подросток. Камеры видеонаблюдения зафиксировали этот момент. Видно, что электросамокат двигается с высокой скоростью.

12 июня разбился на электросамокате мэр Кисловодска Александр Курбатов. Чиновник  получил черепно-мозговую травму, закрытый перелом ребер слева и тупую травму живота. Его обнаружили случайные прохожие. По словам очевидцев, самокат двигался со скоростью 50-55 км/ч. Чиновник до сих пор находится в больнице, ему сделано уже 2 операции.

27 июня в Йошкар-Оле погиб мужчина, ехавший на электросамокате. Он на высокой скорости наехал на бордюр и упал. Мужчина получил серьезные травмы, несовместимые с жизнью, и скончался до приезда бригады скорой помощи.

6 июля в Москве женщина погибла, переезжая на электросамокате дорогу по пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора. Как выяснили СМИ, погибшая женщина — дочь бывшего министра энергетики Татарстана Ильшата Фардиева. От полученных травм женщина скончалась на месте. Известно, что иномарка, сбившая женщину, была без номеров. 

Сегодня езда на электросамокате в России не регулируется правилами дорожного движения, поэтому по сути нет никаких ограничений. Сейчас Минтранс России разрабатывает соответствующий проект постановления правительства РФ. По планам, на электросамокатах запретят ездить в нетрезвом виде, а подростки до 14 лет не смогут выезжать на проезжую часть. Планируется также ограничить скорость движения самокатов на тротуарах — до 20 километров в час. 

5 травм от электросамокатов. Объясняет травматолог НИИ Склифосовского
Подробнее
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.