В преддверии великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы мы обратились к кандидату исторических наук, доценту протоиерею Льву Семенову с просьбой поделиться тем, какое место этот праздник занимает в его жизни.
Спасибо за вопрос, он меня тронул, поскольку коснулся очень важных событий в моей жизни. Как раз сегодня утром была моя череда служить молебен в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Этот молебен был вдвойне значим для меня сегодня, так как пришелся на предпразднество Покрова Пресвятой Богородицы, – праздника, к которому у меня действительно особое отношение.
Чтобы объяснить это, мне придется коснуться некоторых моментов своей биографии. Моя первая встреча с Евангелием у меня произошла в 17 лет, в далеком 1963 году. После этого сразу возникли горячее стремление служить Церкви и намерение поступить для этого в духовную семинарию. Однако все в моей жизни сложилось иначе: даже до моего воцерковления должны были пройти целых 35 лет и еще два года до первой хиротонии.
Моему крещению в 1998 году предшествовал очень долгий и совсем не прямой путь, включивший на фоне университетской работы совсем безрадостные для меня в духовном плане шесть лет (1990-96 гг.). Не хочется накануне такого праздника даже касаться сейчас всего этого, о чем мною уже не однажды и подробно рассказано и в серии открытых писем (http://www.iriney.ru/books/005.htm ), и в многочиисленных статьях и выступлениях за годы моей работы ответственным секретарем Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) и вице-президентом Центра религиоведческих исследования во имя сщмч. Иринея Лионского.
Скажу лишь, что момент решительного изменения моей жизни, открывший мне путь в церковную ограду, был связан с необходимостью не только внутреннего, но и чисто формального разрыва с тоталитарной сектой, в которую я угодил, будучи в качестве доцента кафедры теории и истории культуры направлен ректоратом в командировку в Софию на якобы религиоведческую международную конференцию, на деле оказавшуюся замаскированной вербовочной акцией сектантской организации.
Убедившись в своей страшной ошибке и помедлив затем для сбора изнутри документальных материалов для более убедительной критики секты, я написал руководству официальное заявление о своем полном разрыве с этой организацией. В тот день я машинально поставил дату под своим заявлением и в ту пору не соотнес ее с церковным календарем. Года два спустя, когда я уже был алтарником в храме, неся послушание чтеца, и преподавателем воскресной школы для взрослых, мне попалась на глаза сохранившаяся у меня копия того заявления.
На этот раз я обратил внимание на дату и был поражен – под моей подписью было четко выведено: 14 октября 1996 года… К этому нужно добавить, что моя диаконская хиротония состоялась в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, а священническая – в попразднество Успения Божией Матери (на перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа).
Нужно ли объяснять, почему у меня такое трепетное отношение к празднику Покрова. И почему с особым чувством возглашал я сегодня утром на молебне слова Акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской: «Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание; радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение (Икос 1); Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение (Икос 9)…»
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Беседовал Александр Филиппов