Источник: РИА Новости
«Высокое паломничество» к Туринской Плащанице – величайшей святыне христианства и, быть может, самому таинственному артефакту мира.
Одни считают Туринскую Плащаницу подлинным погребальным полотном Иисуса Христа, другие – средневековой подделкой. Главный редактор RussiaProfile.org Андрей Золотов проделал путь паломника к Плащанице вместе с группой Храма святой мученицы Татианы Московского Университета.
Фото — Юлии Маковейчук.
Справка:
Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти (Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
Плащаница представляет собой льняную ткань размером 4,39 на 1,15 метра. При определенном рассматривании можно увидеть на полотне негативное изображение человека со сложенными на груди руками. На ткани видны следы крови, вытекшей из ран на запястьях, ступнях и на боку.
Для ясного понимания того, как смотреть и куда, нужно представлять, как именно был обвит саваном Спаситель. На полностью развернутое полотно Тело Иисуса было положено спиной вниз таким образом, что голова приходилась на середину ткани, а ноги протягивались к одному из краев. Свободной половиной полотна Спаситель был накрыт (обернут) сверху. Поэтому на одной части савана мы можем увидеть очертания спины, пяток, затылка Спасителя, а на другой — Его лик, скрещенные на груди руки.
Непонятные треугольной формы темные пятна на изображении — следы пожаров, из которых Плащаницу удавалось спасти. Полотно было сложено несколько раз, а как раз углы обгорели. При развертывании ткани эти утраты на сгибах хорошо видны.
Автобусы подъезжают один за другим, организованно высаживают людей и направляются на назначенные дежурными стоянки. Из автобусов выходят говорящие на разных языках, по-разному одетые, разных возрастов люди.
Здесь не только группы. Вот семья торопится с чемоданами – они явно или прямо с поезда, или по дороге на аэродром – торопятся, показывают свой билет. А вот – группа школьников.
Но даже школьники не так шумят и толкаются, как обычно на экскурсии с классом. Здесь все – паломники. Волнение.
Что-то среднее между тем, что испытываешь перед экзаменом или перед встречей, после долгой разлуки, с любимой – Справлюсь ли? Как это будет? А как она меня встретит? То ли это будет, на что я так надеялся?
Через несколько сотен метров прохода по специально построенному коридору, через несколько десятков минут этих людей – до 48 тысяч ежедневно – ожидает встреча с Туринской Плащаницей – величайшей святыней христианского мира и одним из самых загадочных артефактов мира.
С 10 апреля по 23 мая (2010 г. — прим. ред.) здесь происходит «Высокое паломничество» — заранее объявленная и специально организованная демонстрация Плащаницы, которая в остальное время хранится сложенной в специальном саркофаге. Последний раз Плащаница ненадолго выставлялась в 2000 году. А когда будет выставлена в следующий раз, сказать невозможно – на этот счет нет никакого правила, все зависит от церковных властей Турина.
Желающие побыть около 3 минут в непосредственной близости от подсвеченного внутри специального прозрачного киота полотна размером 442 на 113 сантиметров записываются на определенное время на сайте www.sindone.org. Для тех, кто не записался заранее, можно попробовать сделать это на месте, в специальном офисе. А те, для кого несколько дополнительных метров дистанции не помеха, могут и просто так, без записи прийти в собор Иоанна Крестителя в Турине и увидеть святыню с несколько большего расстояния, но зато неограниченное время.
По вере подавляющего большинства идущих сюда, их ожидает встреча с тем самым полотном, в которое было обернуто мертвое тело Иисуса Христа после снятия с креста и сквозь которое прошло в момент воскресения, оставив на полотне блеклое, но различимое негативное изображение израненного страданиями тела. То есть их ожидает встреча с чудом, нерукотворным образом самого ядра их веры.
По убеждению других, это – средневековая подделка, что подтверждается радиоуглеродным анализом ткани – как оказалось, ей не более 800 лет. Но какой техникой эта подделка была произведена так, что на ней нет краски, но есть неизвестное средневековой науке анатомически точное воспроизведение ран от бичевания, тернового венца и распятия на кресте, неверующие в подлинность Плащаницы объяснить не могут.
Само полотно, пожертвованное Иосифом Аримафейским, упоминается еще в Евангелии, где говорится и о том,что оно осталось лежащим в гробнице после воскресения. Если так, то легко предположить, что оно должно было тщательно сохраняться учениками Христа. Существует целый ряд преданий и свидетельств о нерукотворном образе Спасителя, уходящих своими корнями в первые века христианства. И до конца неясно, идет ли речь о платке, которым женщина, именуемая в Западном предании Вероникой, дала отереть пот и кровь с лица идущему на казнь Иисусу, или о погребальном полотне, которое было сложено так, что открывало только лицо и скрывало его нагое тело. Написанная или вышитая на ткани икона лежащего мертвым Христа находится в центре Восточных богослужений Страстной Седмицы, составленных в Константинополе.
Однако доподлинно известная история именно этой, Туринской Плащаницы, восходит к 1353 году, когда потомок крестоносца рыцарь Жоффруа де Шарни [Geoffroy de Charny] передал хранившуюся в семье реликвию основанной им церкви во Франции. Несколько позже его родственница Маргарита передала плат приютившему ее дому герцогов Савойских. А когда Турин стал столицей герцогства Савойского, то в 1578 году реликвия была торжественно перенесена сюда.
Первоначально Католическая Церковь не признавала подлинности Плащаницы, а затем благословила ее почитание как иконы. Настоящая мировая слава – и период наиболее ожесточенных споров – наступил для святыни в 1898 году, когда она была привезена в Париж на Всемирную выставку в качестве “произведения средневекового искусства». Там ее сфотографировал самодеятельный фотограф Секондо Пиа (Secondo Pia), и именно этот негативный фотоснимок произвел сенсацию. Негатив оказался позитивным изображением, и, кроме того, продемонстрировал такие детали распятого тела, которые были совершенно не видны на самой ткани. Получилось, что именно накануне 20го века, когда научно-материалистическое мировоззрение стало главенствующим во всей европо-центрической цивилизации, миру была явлено наиболее парадоксальное с научной точки зрения свидетельство о Христе.
Последовали многочисленные анализы и изучения, наиболее известными из которых являются работы 70х и 80х годов прошлого века с участием патологоанатомов, ботаников, физиков, радиологов, историков и ученых других специальностей. Целая синтетическая наука – синдонология – возникла вокруг изучения Плащаницы. И кажется, что нет конца и края этим исследованиям, и многие результаты порождают новые сомнения.
Но не за научными изысканиями идут в эти дни в Турин миллионы людей со всего мира, в том числе и многие из России. Они идут сюда, чтобы оказаться перед лицом святыни. Пройдя несколько сотен метров по коридору, построенному, чтобы предотвратить возможную давку, посмотрев перед самым входом небольшой, немой, с субтитрами на разных языках, фильм о Плащанице, паломники оказываются в затемненном соборе, над алтарем которого сияет в свете специальных ламп за пуленепробиваемым стеклом Пелена. Стоят в почетном карауле цветасто разодетые гвардейцы. Служители проводят тремя рядами паломников, которые на несколько минут замирают перед Плащаницей. Тихо. Снимать вроде как нельзя, но это требование мало кто выполняет, а служители мало кого останавливают. Все сосредоточены. Некоторые видимым образом молятся. Все вглядываются, запечатлевая этот образ в своей памяти.
Выходят люди задумчивыми, погруженными в себя, неохотно формулируя свои впечатления. Чаще всего всплывает слово «потрясение».
«Бывает очень трудно выразить, что такое любовь, объяснить это словами, — говорит преподаватель МГИМО Алла Митрофанова, — вот то, что я сейчас видела, на мой взгляд, это как раз любовь – она настолько безгранична, настолько неизмерима, настолько глубока, — она из вечности.»
«А ведь это будет посильнее, чем Храм Гроба Господня,» — скажет позже другой паломник.
«Я уже третий раз подхожу к Святой Плащанице и испытываю чувство глубокого потрясения от того, что Господь такую оставил милость – дать увидеть свой лик, — говорит Тимофей Китнис, руководитель паломнической службы святого Фомы, привезший сюда за время «Высокого паломничества» уже третью группу православных Москвы, — Видя Плащаницу, я как бы снова возвращаюсь к истокам христианства. И происходит прорыв во времени. Время у Плащаницы исчезает, и ты возвращаешься к той точке, откуда все началось.»
Проходит несколько минут, и поток вышедших из собора людей растекается по весеннему Турину – этому элегантно перестроенному по парижскому образцу северо-итальянскому городу, столице области Пьемонт, известному миру главным образом своей зимней Олимпиадой, автомобильным концерном «Фиат» и футбольной командой «Ювентус». Но и своей загадочной христианской святыней.
О Плащанице Христовой рассказывают руководители паломнической службы святого апостола Фомы Тимофей и Эльвира Китнис.
Первая часть: Скачать
Вторая часть: Скачать
Фильм о Туринской плащанице