На ручки к Богу, в самое безопасное место на свете. Что происходит с человеком за гробом и касается каждого
Апостол завещал нам радоваться, непрестанно молиться. А как тут радоваться, когда тебе дадут в руки книжку, от которой становится плохо, жутко и хочется куда-нибудь спрятаться? Со мной была такая история, когда мне дали книжку «Мытарства Феодоры».
Мне было 14 лет, спать я не мог, потому что эта история может вывести из себя и самого стойкого человека, самого спокойного с ровным характером. Она рассказывает о том, что происходит с человеком за гробом. За гробом! То есть это касается каждого из нас, абсолютно каждый человек помрет, ничего с этим не сделаешь. Нас волнует, как же оно там будет, что будет происходить? Поэтому эта книга очень популярна, вы ее можете найти в любой церковной лавке. Но не торопитесь ее читать.
А если будете, послушайте, что я скажу про эту книгу. Друзья мои, есть книги, которые нужно уметь правильно читать, чтобы они вам не повредили.
О чем этот текст? «Мытарства Феодоры» – это один из сюжетов, который вошел в книгу «Житие преподобного Василия Нового», написанную его учеником Григорием.
Очень важно, когда вы читаете какой-то текст, даже церковный, святоотеческий, задавать себе простые вопросы: кто это написал, для кого написал, когда это было, что мы знаем об этом тексте?
Это совершенно естественные вопросы, без которых вы рано или поздно станете объектом манипуляций. Этим невежеством пользуются бессовестные люди, которые под формой старчества, почитания икон, мощей святых иногда просто создают секты и запудривают мозги честным людям.
Отвечаю на вопросы относительно этого текста. Когда он был написан? Он был написан в XI веке, когда создавалась целая серия подобных текстов, посвященных посмертным путешествиям и апокалиптическим чаяниям. Дело в том, что Византию, как и Западную Европу, в то время поразила настоящая эпидемия ожидания конца света – об этом много написано, это известный научный факт. Кончалось первое тысячелетие по Рождестве Христовом, люди, естественно, ждали, что заканчивается срок пребывания человечества на этой земле, нужно покаяться и ждать Спасителя. Народные чаяния вызвали к жизни огромное количество таких текстов. В том числе и текст, написанный Григорием Мнихом, учеником Василия Нового.
Кто этот человек – Григорий Мних, можем ли мы доверять ему? Большой вопрос, потому что ученые относят этот текст к разряду апокрифов. Апокриф – текст, написанный не человеком из числа святых отцов, авторитету которых мы можем доверять, а тем, кто называет себя учеником.
Григорий Мних передает некое видение о посмертной участи вдовицы, рабыни, которая рассказывает, что она пережила после своей кончины. Приводится очень подробное описание самого процесса умирания, мытарств, посещения ада. Описывается 21 мытарство, хотя в разных текстах это число варьируется, как и сами мытарства. Если вы внимательно будете читать, вы увидите, что текст по-настоящему средневековый. Он передает мироощущение людей сословного общества.
Например, к грехам той же Феодоры, которая была рабыней, применяются совершенно другие мерки. По поводу мытарства 17-го – любодеяния она вступает в спор с нечистыми духами и говорит: «Для меня это грех не страшный, потому что я рабыня». А рабыни были не венчаны в браке. И бесы с ней соглашаются.
В тексте есть много примет того времени. Демонов она видит в виде эфиопов, то есть африканцев, людей черной расы. Сейчас это смотрится несколько неполиткорректно. Почему демоны должны быть неграми? А когда негры умирают, они кого видят, каких именно бесов?
Но дело не в этом, а в том, что этот текст нужно правильно читать. Повторюсь, это некий апокриф – текст, имеющий, может быть, какое-то педагогическое содержание, но явно не святоотеческий. Поэтому нужно быть с ним осторожным. Я знаю много людей, у которых была многомесячная депрессия после чтения описанных там ужасов ада, приключений, пугалок и страшилок, которые пережила Феодора за мельчайшие грехи. Ей не хватало ее добродетелей, поэтому постоянно приходил ее духовный отец, преподобный Василий Новый, чтобы отплатить нечистым духам за ее грехи.
Для кого было написано это произведение? Для людей той эпохи. Мы несколько иначе себя ощущаем в этом мире, и тот язык нам сегодня непонятен.
Текст был адресован главным образом людям безграмотным, которые не умели читать, иначе мыслили, иначе воспринимали реальность. Для того чтобы воздействовать на их нравы, иногда совершенно дикие, необходимы были такие грубые, пластичные, чудовищные образы, поражавшие воображение.
Именно в ту эпоху появляются изображения Страшного суда. Кстати, какие-то моменты именно из этого апокрифа попали в роспись западной стены древнерусских храмов, где описывается Страшный суд.
Но самый главный ключ к подобной литературе – это то, что мы имеем дело с мифологическим мышлением, с образами. Для того чтобы понять, как эти образы читать, как к ним правильно относиться, я приведу пример из древнерусского жития Пафнутия Боровского, где приводится история некоей инокини, которая во время эпидемии холеры «обмерла» – умерла, но через какое-то время ожила и сообщила, что она видела на том свете.
Это очень интересный сюжет. Что же она видела? Среди прочих историй она видела собаку, прикрытую собольей шубой. Она у ангелов спрашивает: «Что это такое?» Ангелы отвечают: «Это иноверец, татарин, который был настолько добрым, что он выкупал из рабства православных христиан и отпускал их на волю». Он был не нашей веры, не нашей народности, он ничего не знал о Христе, но доброе было сердце у человека и он помогал бедным и выкупал их из рабства, из жестоких условий, и отпускал домой. За эту милость ему дано было не в аду мучиться, а находиться в какой-то особой обители, которая в католической традиции называлась лимбом. Здесь эта обитель так не называется, но ангелы объяснили, что монахиня видит образ, просто некий образ: пес – это состояние зловерия, соболья шуба – это милостыня, которой себя прикрыл этот человек. Она не видит реально, как это происходит, потому что речь идет о потустороннем мире, ей открыты только некоторые образы.
Когда мы имеем дело с подобной литературой, возникает вопрос о реальности описанного. Тот мир, в который мы попадаем после нашей кончины, может быть передан только с помощью образов.
Язык образов может разниться от эпохи к эпохе, от народности к народности, поэтому к подобным текстам нужно относиться попроще. Спокойно, не пугайтесь. Потому что Господь не есть бог ужаса, животного страха. Господь – Бог радости.
Самое главное, что нам нужно знать о нашей кончине, о кончине наших близких – что мы, вываливаясь из этого мира, попадаем на ручки к Богу, а это самое безопасное место на свете. Господь нам не хочет зла, Он Бог доброты и милосердия, поэтому Он ищет, как нас спасти, как нам помочь. И уж ни в коем случае не будет мучить, если наше сердце останется до конца верным пути доброты, нежности и милосердия.