Бутовский полигон начал функционировать в 1937 году в преддверии 20-й годовщины Октябрьского переворота и является одним из неизученных, но важнейших символов истории России ХХ века.
Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»:
Бутовский полигон начал функционировать в 1937 году в преддверии 20-й годовщины Октябрьского переворота и является одним из неизученных, но важнейших символов истории России ХХ века. Оказалось, что власть в стране или те, кто ее тогда олицетворяли в лице Сталина и его окружения, могут без всякой внешней войны и без внешних побудительных признаков развязать войну против своего народа и за несколько лет только в одной области выборочно убить столько людей, сколько проживает в небольшом городке. Причем людей, принадлежащих ко всем социальным слоям, — здесь и крестьяне, и рабочие, и интеллигенция, и представители всех политических движений, включая победивших императорскую Россию большевиков; здесь и представители всех национальностей России. Бутовский полигон — это памятник им всем, значимый для всей России. В нем — скрытый урок, что бывает с народом, когда над ним одерживает победу вместе с частью народа, им быть переставшей, ему чуждая власть. Но сказать, что мы вполне не то что усвоили, но хотя бы приблизительно поняли символический смысл этого скорбного места, было бы весьма преждевременно.
Прежде всего потому, что Бутовский полигон явился закономерным результатом предшествующей истории, а она нам почти неизвестна. История России ХХ столетия подобна скорому поезду, с огромной скоростью промчавшемуся мимо сегодняшних наших современников, где скорость определилась огромным числом участников событий, массовыми человеческими страданиями и сверхчеловеческими напряжениями, наполнившими течение ХХ столетия такой плотностью содержания и смысла, какие обычно переживаются народами в течение столетий. Однако технические изобретения и стиль повседневной жизни в ХХI столетии подталкивают человека мчаться и дальше с такой же скоростью, не оглядываясь назад и не особенно изучая уроки прошлого, между тем как направление движения всегда задано прошлым, потому-то его и нужно знать и даже опасно не знать.
Для православных христиан Бутовский полигон — это место свидетельства о Христе множества мучеников, ибо слово «мученик» с греческого перевода и означает «свидетель», свидетельства о воскресении Христовом, когда вера в воскресшего Христа многим помогла преодолеть земные искушения и страсти, не повредить своей душе, ибо нет цены для ее выкупа, кроме Христа, уже принесшего Себя в жертву за нас и грехи мира.
Сегодня жители России вряд ли точно знают о событиях девяностолетней давности, начала ХХ столетия, несмотря на то, что эти события оказали первостепенное влияние на их сегодняшнюю жизнь. Если бы мы хорошо знали и осознавали, что произошло в ХХ веке со страной, вряд ли наши площади «украшались» бы памятниками одному из главных виновников этих событий, вряд ли бы его именем до сих пор назывались улицы городов, а главная площадь страны продолжала бы использоваться под кладбище для организаторов массовых убийств. Говорят, что это делается из уважения к старшему поколению, для тех, кто и поныне разделяет демагогию коммунистических вождей. И это вместо того, чтобы просветить, объяснить, доказательно рассказать, как жестоко они были обмануты, чтобы хотя бы сейчас, а это все же лучше, чем никогда, они смогли распроститься с обманом.
Много ли знает достоверного наш народ о войне, которая названа Великой Отечественной (кроме знания непосредственных ее участников), в которой он явился победителем на полях сражений, но в экономическом отношении оказался в худшем положении, чем страны, проигравшие войну? Такой разрыв причинно-следственных связей с неизбежностью должен иметь серьезное практическое значение для жизни людей. Много ли знает наш народ о событиях, предшествующих Февральской революции, о Первой мировой войне и далее в глубь истории?
И если наш народ почему-то лишен возможности знать вразумительно и правдиво о событиях, имеющих общегосударственное и для каждого человека первостепенное значение, то тем более он не знает о событиях, происходивших на Бутовском полигоне, где строители новой жизни не добывали камень — бут — для фундаментов домов, но испытывали на этом полигоне «забучивание» основ новой жизни на двадцати с небольшим тысячах здесь расстрелянных. Такого рода фундамент и отравляет нашу жизнь до сих пор, и если и дает надежду на воскресение ее, то лишь подвигом и молитвами новомучеников. Виновато в незнании народом истории своей страны прежде всего государство, в коммунистическую эпоху препятствовавшее всеми мерами изучению истории, превратившее историю в басню, игравшую примерно такую же роль, как мешок, который надевают на голову приговоренного к казни, предполагая, вероятно, что так ему будет легче умереть.
Между тем события того давнего времени для нас же и чрезвычайно важны как события, происшедшие с нами, в нашем государстве и с нашим народом, и в особенности значимы подвигом новомучеников. Тогдашнее государство, воюя со своим народом, с особенной ожесточенностью воевало с верой в Бога, воевало с Богом через тех, кто верил в Него. В России ХХ века воскресли древние времена богоборчества и языческих гонений. Наши новомученики сумели отстоять веру христианскую и завершили свои жизни мученически.
Бутовский полигон для православной России является таким же христианским памятником, как Колизей в Риме, с той лишь разницей, что язычники Рима превратили здание, построенное для публичных зрелищ, в место публичных мучений христиан, а новые язычники возвели в Бутове бараки, оградив их столбами с колючей проволокой, и убивали тайно. Двадцать с небольшим тысяч ничем лично не провинившихся перед государством и не совершивших лично никаких правонарушений людей тайно убиты по приказу правительства — злодеяние невиданное, требующее и детального расследования, и глубокого осмысления.
Наши новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18), — говорит Господь. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.
Новомученики, пострадав сами, являются и нашими благотворителями, приобщая нас к своему опыту, помогая нам в настоящем и молясь о нашем будущем. Забвение благотворителей и отсутствие понимания, чем мы им обязаны, уничтожает зачастую в нас и саму способность благодарить, что всегда приводит к тяжелым последствиям и наказанию.
Современный человек с трудом может представить, что для него является идеалом, ибо выбитый из церковной традиции, ею не воспитанный, он и приходя в Церковь, предстоит лишь слову Божию и Богу в Таинствах церковных. Он снова оказался в неустойчивом, лишенном традиции мире, и путь к ней ему приходится искать самому; и путь этот по традиции проходит через ближайших святых — новомучеников. Для каждого из нас — это обращение к тому или иному новомученику, и связанные каждый молитвенной связью с кем-нибудь из них, мы связаны и почти родственной связью друг с другом.
Для нашего государства нет ныне главнейшей задачи, чем разобраться в собственной истории, изучить ее самостоятельно, без посторонних учителей, ибо без знания ее и конкретный человек, и государство как совокупность людей, принимающих те или иные государственные решения, не смогут обрести своего самосознания. Первый, кто ответствен за восстановление исторической памяти, — это государство (как институт), принимающее существенное участие в жизни народа, могущее оказать действенное влияние на изучение реальных, бывших в прошлом процессов и на восстановление исторической памяти. Только государственная власть, существующая на собранные вскладчину деньги с народа, может вернуть их в виде восстановленного исторического предания. На одни и те же деньги можно организовывать хорошие похороны — и на них же сегодня сносную жизнь с какой-то надеждой и на завтрашний день.
К сожалению, для того, чтобы значение того или иного явления восстановилось, необходимо, чтобы оно стало хотя бы формально известным, иными словами говоря, чтобы сообщения о нем появлялись в массовых средствах информации. Тогда только будет признано, что такое событие в действительности было и можно обсуждать его значение. В настоящее же время многие положительные явления не становятся массовыми, это, скорее, подвиг одиночек, действующих из нравственных принципов, прислушивающихся к голосу совести и надеющихся на помощь Божию.
Читайте также:
Бутовский полигон — Русская Голгофа