Изобретение Гутенбергом печатного станка стало настоящей революцией в европейской книжной культуре. Книга из предмета роскоши превратилась в инструмент познания, доступный каждому образованному человеку. Сегодня мы находимся на пороге новой революции: электронная книга приходит на смену бумажной.
Электронная бумага для электронных книг
Словосочетание «электронная книга» может обозначать как портативное устройство для чтения текстов размером со стандартную книжную страницу и толщиною не больше нескольких сантиметров, так и электронный контент, загружаемый в это устройство: текст романа или повести. Часто, чтобы избежать путаницы, устройство на зарубежный манер называют ридером, от английского read — читать.
Согласно опубликованному в начале 2010 года исследованию The Book Industry Study Group, за последний год около 20 процентов американских читателей прекратили покупать бумажные книги, отдав предпочтение электронным изданиям. Пионер «электронной» книготорговли и одна из крупнейших мировых компаний, торгующих бумажными книгами через интернет, Amazon.com, не первый год наряду с классическими книгами в твердой обложке продает и книги электронные, то есть компьютерные файлы особого формата, содержащие тексты литературных произведений и оптимизированные под чтение на ридере. Не так давно Amazon выступила с сенсационным заявлением: продажи электронных книг у нее впервые превысили объемы аналогичных «бумажных» продаж. На каждую сотню проданных бумажных книжек приходится 143 электронные.
Большинство ридеров, или «читалок» — это черно-белые планшеты, основанные на разработанной еще в девяностых годах учеными из Массачусетского технологического института технологии «электронной бумаги» (EPD Electronic paper display). Выглядят устройства просто: на монохромный, как правило, белый дисплей построчно выводится печатный текст, клавишами по периметру экрана выполняется навигация: переключение страниц, поиск закладок, масштабирование и смена шрифта. В отличие от традиционных мониторов, применяемых при производстве компьютеров, текст на «электронной бумаге» не мерцает. Глаза от него не устают: и если традиционный монитор, скажем карманного компьютера или ноутбука, по сути, не отличается от «настольного» — он формирует изображение посредством светящихся точек, — электронная бумага, чье устройство ближе к жидкокристаллическому экрану калькулятора, не светится. Намагниченные электронные чернила черного и белого цвета, запертые внутри микроскопических капсул, из которых состоит экран, под воздействием электрического тока формируют изображение, «прилипая» к внешней поверхности капсулы — в зависимости от полярности капсула приобретает белый или черный цвет. Такое изображение читается в отраженном свете и не раздражает глаз.
С 2007 года — когда в продаже появились первые электронные книги — аппараты подобного типа захватили рынки практически всех стран Запада. Спустя некоторое время они появились и в России. Сегодня в Москве средний ридер стоит от 10 до 15 тысяч рублей. Идея библиотеки в кармане пришлась россиянам по вкусу: «читалка» по цене, за которую можно купить 50 бумажных книжек, способна разместить на карте памяти до тысячи томов. По всей стране в месяц продается около 50 тысяч таких устройств — обеспечивая постоянный прирост армии «электронных читателей».
Проблема роста
«Плюсы электронного чтения — это скорость распространения информации и удобство в использовании. Прямо с ридера одной клавишей вы можете автоматически скачать любую книгу из интернета, оплатив ее кредитной карточкой. Основные минусы — высокая цена самого устройства и нехватка легального контента», — считает Владимир Прохоренков, руководитель The-eBook.org, одного из центральных сайтов, посвященных электронным книгам.
По сравнению с западными странами успехи электронных книжек на российском рынке кажутся достаточно скромными. «В США ассортимент книг у каждого из крупных продавцов — а сейчас это Barnes & Noble, Amazon, с большим отставанием Sony — составляет, как правило, более миллиона наименований, — продолжает Владимир Прохоренков. — В наших крупнейших интернет-магазинах по продаже электронных книг пока не больше 30 тысяч единиц». Развитие электронной книжной культуры у нас тормозит не столько техническое отставание, сколько менталитет производителей. Многие российские издатели просто не готовы выкладывать электронные версии собственных книг в сеть, с одной стороны опасаясь их незаконного «пиратского» копирования, с другой — не вполне доверяя «электронным» технологиям продаж.
На Западе наиболее эффективным инструментом торговли считается сервис, позволяющий покупать и скачивать из интернета книги напрямую с устройства, не подключая ридер к настольному компьютеру или проводной сети. Так, в Америке и Европе продается значительная часть коммерческого контента. Но все зарубежные ридеры рассчитаны на зарубежные книжные сервисы и сайты, где практически нет русских книжек. Чтобы купить русскую книгу, придется все-таки добраться до домашнего компьютера и зайти на русскоязычный сайт, не доступный в «автоматическом» режиме. Национальных ридеров, «заточенных» под российские сайты, пока просто не существует.
Как утверждают специалисты, такие ридеры появятся в ближайшем будущем: о планах выпуска собственных устройств уже заявили два крупнейших продавца электронных книг: портал «Ай-мобилко» и сайт Ozon.ru. Последняя компания занимает лидирующее место в России среди интернет-магазинов, торгующих бумажными книгами (ей принадлежит, по собственным оценкам, от 40 до 45% рынка). Теперь Ozon налаживает торговлю и электронным товаром: их виртуальный магазин уже предлагает читателю ассортимент в 22 тысячи электронных книг. Как сообщил «Нескучному саду» представитель компании Михаил Осин, под собственный ридер Ozon.ru планирует разработать и собственное программное обеспечение.
Дело привычки
Электронное чтение появилось задолго до изобретения портативных читальных устройств. Первые электронные интернет-библиотеки, вроде библиотеки Максима Мошкова (lib.ru), были созданы энтузиастами уже 15 лет назад. Нынешние ридеры только популяризировали электронный формат, приблизив неудобное чтение с монитора настольного компьютера к привычному: когда книжку можно держать в руках, листать, откинувшись в любимом домашнем кресле или даже вагоне метро.
Со времен библиотеки Машкова подавляющее большинство электронных книг у нас распространялось бесплатно, и платить за удовольствие электронного чтения российский читатель не привык. В России просто отсутствует культура покупки электронного контента. И это еще один тормоз на пути развития электронного книжного рынка в нашей стране. Большинство пользователей ридеров, вместо того чтобы приобретать электронные книги, скачивая их тексты со специальных сайтов, копируют нужные произведения из стандартных и бесплатных интернет-библиотек, конвертируют вручную и «заливают» на устройство. Благо сами ридеры такую функцию поддерживают.
Яблочные конкуренты
При всех преимуществах «читалок» на основе «электронной бумаги» уже сейчас существуют устройства, способные составить им серьезную конкуренцию. Это отчасти карманные компьютеры, но в первую очередь многофункциональный iPad — новое детище легендарной компьютерной компании Apple.
iPad, сравнимый с электронной книгой по габаритам, по сути является многофункциональным планшетным компьютером. Чтение — одна из основных функций устройства (наряду с просмотром фильмов, музыки, целым букетом прикладных и развлекательных программ). Книги можно читать как в уже привычном для настольных компьютеров формате сканированного текста PDF, так и в собственном формате электронных публикаций EPUB. Анимированные цветные страницы перелистываются легким движением пальца по дисплею. Схожим образом масштабируются картинки и текст. Единственный недостаток — традиционная технология дисплея, уступающая «электронной бумаге» по комфорту, и цена, вдвое превосходящая даже самые дорогие черно-белые ридеры. Книжный контент для iPad может быть приобретен как через официальный интернет-сервис iBookStore, так и скопирован в память компьютера вручную. Будучи устройством многофункциональным, iPad позволяет читать и специальные «книжные» файлы, и традиционные HTML-страницы «классических» онлайн-библиотек. Чтобы скачать такую, достаточно просто выйти в интернет и, открыв в окне браузера нужный рассказ, нажать «сохранить как…», собственно, как мы и делаем это на большом настольном компьютере.
Книга как артефакт
«Когда электронные книги только появились, часть российской интеллигенции принялась бить тревогу, что бумажная книга теперь исчезнет. Я думаю, это большое преувеличение, — говорит Анна Николенко, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научного центра истории книжной культуры при РАН. — Конечно, в первую очередь книга — это содержание. Текст возникает в голове у автора, и «носитель» не влияет на этот принцип. Если мы проследим историю книги, то есть развитие технологии передачи текста, то мы заметим, что эта технология всегда менялась. Глиняные таблички, свитки папирусов, пергамент, потом бумага. Кодекс — то есть тетрадь сшитых листов, то, что сейчас у нас ассоциируется с книгой, — появился только в Древнем Риме, а материалом для страниц книг в течение всего Средневековья служил пергамент — выскобленная кожа. Привычная нам бумага появилась в России относительно недавно, при Петре I, в Европе — несколько раньше».
Бумажная книга как часть нашей культуры останется и будет конкурировать с электронной в области художественной литературы. Электронная книга займет свою нишу в справочной, учебной литературе за счет своих объективных преимуществ: компактности, удобств поиска, — убеждены эксперты.
«Но книга одновременно является и текстом, и предметом материальной культуры, а иногда даже произведением искусства, — напоминает Анна Николенко. — Если мы пойдем в Музей книги, обратимся в фонды РГБ, заглянем в Оружейную палату — там мы можем найти такие книги, которые для нас будут представлять ценность как шедевры ювелирного мастерства, как свидетели исторических событий. Есть знаменитое издание пушкинского «Медного всадника» середины двадцатых годов — с иллюстрациями Александра Бенуа. Это своего рода артефакт. Читатель получает удовольствие не только от текста, который он, может, знает наизусть или который может загрузить на iPhone и прочитать в электронном формате, он получает удовольствие и от формы, от уникальных иллюстраций, от прикосновения, приобщения к той эпохе, когда была издана эта книга. Именно это мы называем книжной культурой».
Под давлением книги электронной и классическая типографская книга претерпевает изменения: она с каждым годом становится все дороже. Приличная детская книжка с иллюстрациями стоит сегодня около 400 рублей. И как правило, это издание отличается дорогой полиграфией, работой профессиональных художников. С развитием электронных книг эта тенденция будет усиливаться, убеждена Анна Николенко: «Издатели будут пытаться как можно более качественно, красиво, удобно издать текст, потому что в противном случае читатель просто не купит бумажное издание. В девяностые годы, когда появилась возможность издавать ранее запрещенных авторов, их издавали, не обращая внимания на качество бумаги, в дешевых обложках, с опечатками, потому что книгу покупали ради автора и ее содержания. Теперь, если я захочу приобрести какой-то роман, я буду выбирать, в чьем издании мне эта книга больше нравится, а если не найду подходящего, скачаю в интернете».
«Я не хочу верить, что бумажные книги вымрут. Это нонсенс! — согласен с Анной Владимир Прохоренков, хотя и признается, что сам почти не читает бумажных книг. — Бумага еще очень долго останется универсальным носителем, и нам нужно просто научиться жить параллельно, не отрицая ничего. Пусть люди читают так, как им хочется, и так, как им это удобно. Те же деньги: давно уже никому не важно, в какой форме они существуют — внутри кредитной карты или наличными в кошельке, главное, чтобы они были! Такая же судьба ждет и бумажные книги, они никуда не пропадут, но жизнь сама все расставит по своим местам».
Дмитрий РЕБРОВ