Как бы неминуема была смерть, она всегда застает врасплох. Когда человек умирает на 90-м году жизни это с одной стороны понятно, но по-человечески принять всегда сложно, тем более, когда речи идет о целой эпохи нашей национальной русской культуры – Александре Исаевиче Солженицыне. Мы все вроде бы как свыклись с мыслью, что Солженицын живет среди нас, что мы вполне можем назвать себя его современниками, но эти годы, которые писатель прожил по возвращении в Россию, даже с натяжкой не назовешь «эпохой Солженицына».
И не смотря на это, иной категории измерения для оценки личности Александра Исаевича кроме как «эпоха» подобрать сложно. Практически весь безумный XX век предстал перед глазами великого писателя во всем своем великолепии и ужасе. Конечно, не один он был жертвой бесчеловечного тоталитаризма, но не каждый смог рассказать всему миру об ужасах этой человеконенавистнической машины.
Ругать Солженицына легко. И это с завидной рьяностью спешат делать даже в день кончины писателя, когда даже совсем неверующая публика старается соблюдать принцип «о мертвых или хорошо или ничего». К сожалению, эти прописные истины знакомы далеко не всем, как об этом в эти дни эмоционально замечают в блогах. Солженицыну есть что предъявить своим оппонентам – свою жизнь, не каждый из нас сможет воспользоваться в свое оправдание таким аргументом.
Но сегодня печалит еще и другое. Все эти годы, когда Александр Исаевич жил среди нас общество как будто не замечало его присутствия. Помнится по возвращении Солженицына в Россию на Первом канале (который тогда, кажется, назывался ОРТ) шел еженедельный цикл передач «Встречи с Солженицыным», где в небольшое эфирное время писатель гневно обличал все ту мерзость, которую он застал на Родине. Понятно, что долго подобное продолжаться не могло, и тогда Солженицына решили просто забыть и не замечать. И похоже достаточная часть нашего населения согласилась с этим рецептом, так и не удосужившись прочитать доступные теперь для каждого желающего книги писателя.
Страна сегодня не знает Солженицына как писателя. «Архипелаг ГУЛаг», «Красное колесо», «200 лет вместе» так и остались чтением для небольшой прослойки интеллектуалов, но никак не народными книгами. И эта наша беда. Писательское слово, которое предложение за предложением воевало за наше национальное достояние, за наше право быть людьми, подчас могло сделать гораздо больше иных реформ и политических проектов. Но в этой борьбе сил одного писателя недостаточно, или добровольно становимся плечом к плечу воспринимая и переживая написанное, или мы отгораживаемся друг от друга стеной непонимания и презрения. К сожалению, не малое число людей предпочло именно второй вариант.
«Жить не по лжи» — казалось бы так просто и так невозможно одновременно. Ложь – неотъемлемая часть нашего бытия изо дня в день разрушающая все живое. Будучи христианином, Солженицын не мог не знать, кто является родоначальником всякой лжи, поэтому он призывал прежде всего каждого из нас не допускать лжи там, где мы в силах этого не допустить – в нашей повседневной жизни. Потому что борьба с самим собой – это самая сложная битва в истории человечества.
Его слова очень будет не хватать. Так и хочется, перефразировав еще одного замечательного человека сказать: «Ах, Александр Исаевич, милый! Ну что же Вы нам ничего не сказали?». Но он говорил и писал, слышали ли мы?
Вечная память новопреставленному рабу Божиему Александру!