Мой крестный и первый духовник, героический священник отец Василий Швец был личностью разносторонней и разнообразной. Он много разговаривал с людьми, не замолкал часами – и были в его многочасовых монологах некоторые повторяющиеся опорные точки, своеобразные максимы, отчасти цитаты, отчасти им самим придуманные и выношенные выражения… Эдакая квинтэссенция личной философии: смесь из древнегреческих цитат, священного писания и прибауток-поговорок.
Помню старое фото: молодцеватый моложавый мужчина анфас, прямая спина, орлиный нос и горящий взгляд… Длинноватые волосы, как будто мокрые, зачесанные назад – отец Василий, уже в священном сане. И длиннополый тяжелый блестящий кожаный плащ, переливающийся, как нефть, с широким отложным воротником. Крайне импозантный вид.
Сам отец Василий, в жизни к тому моменту постаревший на тридцать лет, перехватив выражение моего лица, прокомментировал: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Особенно это удивляло по контрасту с его вечной гимнастеркой, которую он – капитан в отставке – носил под подрясником.
Мы тогда были мальчишки и, как положено всякому неофиту, за каждым чохом бегали к духовнику. И еще не раз и не два я слышал от него это «я не настолько богат…» — про то, какую машину мне покупать, как правильно менять квартиру и прочее, и прочее…
Много там чего еще было. «Ошибку исправим, а виноватого искать не будем». И «пойте Богу нашему, пойте» к месту и не к месту. А особенно «познай себя в себе» — слова, которые отец Василий атрибутировал с Сократом (в его мягком украинском выговоре это звучал особенно мило: «познай себя у себя»)…
И еще одну фразу он не уставал повторять… В тех краях, где он вырос, на Западной Украине – котел из смеси национальностей и культур – было много баптистов. Которых отец Василий уважал и часто ставил в пример, особенно когда кто-то из православных критиковал «других». «Посмотри, как хорошо они – баптисты – живут. Не пьют, не курят. Разводов нет, детей полный дом. А мы, русские, православные? Пьянка, курево, разводы, брошенные дети…» И заканчивал: «Хорошее возьми, а плохое оставь». И так в отношении всего, всех явлений, каждого человека – католика, еврея, коммуниста: «Хорошее возьми, плохое не трогай»…
То, что делает Apple – Mac, iPhone и iPad – это очень эстетичные, красивые вещи. Но не только. Есть еще одна, существенная, деталь. То, что делает Apple – делается для человека, с заботой о человеке и его удобстве. Удобство, комфорт – разумеется, это не фетиш. Для самого человека стремление к собственному удобству, тем более всепоглощающее такое стремление – ну, с этим понятно. «Попечение о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 13). А забота о другом человеке и о его удобстве – это вполне необходимая христианская вещь.
Мне кажется, что характерное для западной цивилизации беспокойство о том, чтобы сделать человеку красиво, уютно и вкусно – это остатки, след того христианского мира, из которого родился современный Запад. Без иллюзий, конечно: не хлебом единым жив человек. Не хлебом единым, «но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 3-4). А слово Божие, то которое в Новом Завете – оно о человеке и для человека.
Стив Джобс жил и творил в том мире, который красоту и пользу – монетизирует, пересчитывает на проценты годовых. Apple – это, конечно, творчество. Но творчество, во многом измеряемое деньгами, выраженное языком денег. Это отравляет впечатление, особенно для того, кто мечтает об идеальном – и ни разу в обозримой истории не реализованном — теократическом обществе.
Стив Джобс жил и творил в рамках цивилизации потребления, во многом играя по ее правилам. И как бы ни был неприятен или неприемлем этот факт – но стоит ли Джобса за него судить?
Стив Джобс не только играл по правилам. Он пытался эти правила преодолеть – и своим стилем работы, и отношением к подчиненным, и, что важно – самой идеологией Apple, которая вполне соответствует их главному рекламному слогану «Think Different» — будь другим. Пафос Apple – это и протест против офисного рабства, против рамок привычек, за свободу от стереотипов. Против скуки и уныния. В том числе.
На этом и можно было бы поставить точку и поблагодарить гениального творца за дорогие игрушки. Если бы не его Стэндфордская речь.
Эта вещь требует прочтения, и я не буду ее пересказывать. Это слова человека, про которого мне совершенно не известно, христианин ли он, и известно совершенно точно, что если и христианин, то — не православный. И это безусловно слова, из которых, по заповеди моего чудаковатого крестного, можно – нет, необходимо – взять хорошее. И в случае со Стивом Джобсом это совершенно не сложно.
Первая история, которую рассказывает Джобс («О соединении точек») – о том, что ищущий – обрящет. О том, что жизнь по правде приводит человека к истине…
Вторая («О любви и потере») — о доверии Богу. Джобс по-американски «политкорректен», он не говорит прямо о Боге, точнее, с вопросительной интонацией перечисляет в одном ряду «Бога, Судьбу, Жизнь, Карму». Надо сделать скидку и на среду, и на, вероятно, мировоззрение… Но здесь Джобс говорит о понятных, знакомых вещах: о том, что успех — это тяжкое бремя; и о том, что провал карьеры — катастрофа с точки зрения внешнего мира, на самом деле дает внутреннее освобождение и чувство легкости. И когда «жизнь будет бить вас ключом по голове» – он призывает не терять веры.
Третья же часть («О смерти») – уже совершенно «наша».
«Когда мне было 17 лет, я прочитал мысль о том, что «Если будешь проживать каждый день, как если бы он был последним – однажды наверняка окажешься прав». Это произвело на меня сильное впечатление, и с тех пор вот уже 33 года я каждое утро смотрюсь в зеркало и спрашиваю себя: «Если бы сегодня был последний день моей жизни, захотел бы я заниматься тем, чем собираюсь заняться»? И всякий раз, когда отвечаю себе «Нет» слишком много дней подряд, я понимаю, что нужно что-то менять».
Наверное, такое мог бы написать святой – Игнатий Брянчанинов, например – если бы жил в XXI веке… А дальше Стив Джобс говорит об очень важном.
«Ваше время ограничено, так что не тратьте его, проживая чью-то чужую жизнь. Не попадайтесь в ловушку догмы – не живите чужими мыслями. Не давайте шуму чужих мнений заглушать собственный внутренний голос…»
Кому-то может показаться, что это совсем «не по-православному» — тому, кто знает Православие не как преимущественно личный опыт, но как, скорее, систему извне принятых идей и правил, как следование за другим человеком, в общем потоке. Он будет прав – но только отчасти.
Потому что это только этап. Потому что то Евангелие, то откровение о Божьем, которое многие из нас принимают поначалу под влиянием авторитета священника, традиции, Церкви – оно должно родиться в нас заново, со временем, уже как свое собственное, лично от Бога дарованное знание, подкрепленное персональным опытом. Знание, не извне, а изнутри… Об этом знал и митрополит Антоний Сурожский, но нет времени идти за цитатой… Этот необходимый принцип рождения свободной личности, оказывается, был открыт и Стиву Джобсу. И вряд ли он знал о митрополите Антонии и Игнатии Брянчанинове. Бог — Он широк и для всех. И с каждым Стивом, Майком и Сергеем Он готов поделиться своим Откровением.
…Вот так вот причудливы «Бог, Судьба, Жизнь и Карма», как говорил Джобс: старый любимый MacBook, на котором я печатаю этот текст, работает под Windows 7 – я так и не смог вполне стать think different. А внутри, в его толково и с любовью сделанных недрах – фотографии чудного духовника, который заповедовал везде, где только возможно, брать хорошее, и не обращать внимание на плохое.
____________
RIP – rest in peace, покойся с миром
Think Different – думай по-другому, будь другим
Читайте также: