На ближайшие дни намечен пикет «Стояние за Жизнь» на Старом Арбате. Его тематика – широкая:
— против абортов
— против распространения гомосексуализма, особенно среди несовершеннолетних,
— против осквернения святынь
В числе организаторов мероприятия значатся «Миссионерское Движение пр. Даниила», «Воины Жизни», «Движение Сопротивления Убийству Детей», «Светлая Русь»
Проблемы выбраны, безусловно, актуальные: острые для общества, но при этом не настолько существенные для власти, чтобы разговору о них имело смысл как-то противодействовать. Однако стоит подумать о самом методе привлечения внимания к ним.
Понятно, когда люди исправляют собственную жизнь, искореняя пороки и недостатки. Вполне естественно для христиан собираться в храме, чтобы помолиться Богу о чем-то духовно-значимом для них, их семей, для всего народа.
Совершенно обоснованно, когда в разных формах ведется персональная разъяснительная работа. Тем более понятно, когда оказывается помощь попавшим в трудную ситуацию (например, готовым на аборт от безысходности). В этом случае, те, кто выступают против греха, видят тех, к кому обращаются, и могут непосредственно проявить свое доброе отношение к ним, постараться понять их, и, в то же время, объяснив пагубность греховного пути, вместе подумать, как избежать его..
* * *
Но что такое жанр «стояния»? Это наглядный показ того, что «мы против грехов других людей». Причем самих этих людей на стоянии никто не видит и, рискну предположить, видеть не хочет. Здесь только открыто демонстрируется ненависть к их грехам без какого-либо отношения к самому грешнику. То есть – ненависть к греху остается, а о любви к грешнику как-то забывается. И, если не приложить усилий, останется одна ненависть.
На обличение народа пророками это не похоже. Пророки, как и юродивые, выходили перед людьми беззащитными; порой унижаемыми, изъятыми из обычной «нормы» и «правильности». Их сила была – только в правде. И – в слабости. Как в знаменитой цветаевской строке:
«Бледный праведник грозит Содому
Не мечом — а лилией в щите»
Но на стоянии присутствуют только обличители, ощущающие себя сильной группой, стоящей над несовершенным и падким на грех людом.
* * *
Проблема абортов, безусловно, серьезная и острая. Ни о каком процветании (тем более, духовном и нравственном) нации, убивающей сотнями тысяч своих не рожденных детей, говорить не приходится. Методов противодействия этому злу, конечно же, немало, и без активности всего общества беда сама никак не «рассосется».
Прежде всего, мало что изменится, пока врачи в женских консультациях будут относиться к аборту как к нормальному явлению. Далее, нужна персональная помощь тем, перед кем стоит тяжелый выбор, а также необходимы изменения в законодательство об охране материнства (и кое-что здесь уже удалось сделать). Ну а кроме того – конкретное (по возможности, и через регулирующие органы) противодействие рекламе и легкой доступности убийственных «услуг». Оставит ли кто-то намерение совершить аборт из-за «стояния» на бульваре? Сомневаюсь.
* * *
Проблема гомосексуализма, сейчас все более захватывающая страны с либеральной внутренней политикой и признанием прав человека даже на извращение своей природы, время от времени проявляется и в нашем обществе. Но публичными «анти-акциями» ее не избежать, но скорее можно подогреть интерес к данной теме и усилить ненависть одних и все большее желание публично же заявить о себе — у других.
* * *
Проблема осквернения святынь и откровенного кощунства, ставшая особенно актуальной за последний год, имеет несколько сторон – правоохранительную, просветительскую и миссионерскую.
Как защитить храмы, по самой своей сути открытые перед людьми, от преступных посягательств, воровства, святотатства? Конечно, требуются и охрана, и внимание полиции, и технические средства – но даже все вместе они не способны решить проблему полностью. Увы, от людей одержимых, прельщенных, злобных — и христиане, и их храмы страдать будут… И здесь требуется неравнодушие каждого. Тем актуальнее призыв Святейшего Патриарха Кирилла быть бережными к святыням веры.
Запретить атеизм, запретить как-то высказываться тем, кто придерживается иных вер или не придерживается никакой – тоже невозможно. Начинать охоту на любое проявление какого-либо негатива к Церкви и Ее служителям? Это приведет скорее к тому, что люди начнут относиться к Церкви с опаской, сторониться церковной тематики и высказываний о вере вообще – как бы чего не сказать и под статью не попасть.
Непосредственно проблема бесчинного вмешательства в жизнь Церкви возникает от малой культуры и неуважения к вере окружающих людей. Однако изначально она, конечно, идет от безбожия. Очевидно, что чувство благоговения перед святыней просто так не возникнет – оно рождается только на основе веры.
Значит, настоящая защита святынь – это прежде всего проповедь Евангелия и жизнь христиан по нему при отказе от подозрительности и «охранительного» характера проповеди. Конечно, вера – дар Божий и «по заказу» не возникает – поэтому для людей, вступающих в жизнь, важно получение основ религиозных знаний и воспитание с детского возраста религиозной терпимости и просто уважения к вере каждого человека (которое вполне возможно и у людей нерелигиозных).
В заключение, вспомним, что Христос, проповедуя всем покаяние и Царство Божие, призывал каждого человека лично – по Своей любви прощая его грехи и исцеляя немощи. И любое наше действие без деятельной любви и без личного отношения и обращения — будет обречено на духовную неудачу, промах…
Так что, даже идя на стояние, чтобы показать свое неравнодушие к происходящему, стоит помнить, что духовные проблемы решаются несколько иными способами…