Ребенок невнимательный? Это нормально
— В 6,5 лет про внимание, ответственность и саморегуляцию, которых так ждут родители от ребенка, стоит забыть. Просто забыть, потому что этого не может быть по определению.
В мозгу есть структуры, их общее название — управляющие функции. Они обеспечивают организацию, регуляцию, контроль и программирование деятельности. Эти процессы — то, что мы подразумеваем под внимательностью, саморегуляцией, самоконтролем.
Но на самом деле родители любят слово «ответственность». Ответственность — это когда возможен самоконтроль, правильно? То есть вы что-то требуете, ребенок сам себя контролирует, он считается ответственным.
Но я еще раз повторю — эти управляющие функции созревают к 9–10 годам, до этого ваша задача — обеспечить, чтобы у вашего ребенка было внимание.
Как помочь ребенку не отвлекаться
Как обеспечить ребенку внимание? Это значит, он поел вовремя, выспался, погулял, эмоционально не перевозбужден, ему хочется заниматься — тогда он внимателен.
Если он расстроен, огорчен, если у него одна неудача за другой, если он плохо себя чувствует, если он не вовремя ест, недосыпает — внимания не будет.
Наши дети недосыпают до полутора часов, а малыши должны спать 10 часов и быть на воздухе 2,5 часа.
Если это не соблюдается, ребенок невнимателен еще больше, чем он может быть невнимателен в соответствии с возрастом.
Мы, взрослые, и старшие подростки можем пересилить себя. У нас нет условий для того, чтобы быть внимательными, но мы можем себя заставить. Малыш в 1–3-м классе заставить себя не может. К 4-му внимание будет, если все условия соблюдаются — учительница не кричит, дома бесконечно не высказывают свое недовольство, а уроки не мука — если все нормально.
Ребенок ничего не боится, у него есть право на ошибку (это к вопросу о клеточках), и если он не понял, три раза может спросить и никто ему не скажет: «Ну ты что, балбес, я тебе три раза уже объясняла». Тогда будет внимание.
Делать уроки по вечерам — плохая идея
К четвертому классу ребенок сможет себя где-то преодолеть, даже когда устал, не выспался, когда не хочется. А в пятом опять не сможет, потому что пубертат, гормональная буря и опять проблемы с организацией внимания, с контролем деятельности, с управляющими функциями. И так лет до 15–16, а потом взрослый.
Но, к сожалению, управляющие функции — это такая чуткая структура. Взрослый человек не выспался, и нет контроля деятельности. Расстроен чем-то — нет контроля деятельности. Да, взрослый человек может себя заставить, но какой ценой.
Цена, которой заставляет себя ребенок, чаще всего — это здоровье физическое и психическое.
Поэтому, когда родители говорят: «Он невнимательный», я обычно отвечаю: «Давайте искать причину». В семь часов вечера, когда вы приходите с работы и садитесь за уроки, ребенок не может быть внимательным. То есть вы можете его заставить, но помните всегда, какой ценой — ценой здоровья, потому что это будет чрезмерное напряжение. Он должен выполнить все задания, все уроки до шести часов вечера, потом работоспособность уже очень низкая или ниже нуля. Значит, будет сильное функциональное напряжение.
Вы же не хотите вредить своему ребенку? Ну посмотрите на наших детей сейчас, на малышей, они все с синяками под глазами.
А я хочу вам сказать, что есть такой простой, но очень информативный показатель: взвесьте своего ребенка перед школой, в последние дни отпуска и в декабре. Потери массы тела не должно быть никакой. А она есть и очень сильная, и все родители это видят: худой, бледный, синяки под глазами. Но я не думаю, что учеба этого стоит.
Больше того, я уверена, что учеба не должна быть ценой здоровья.
Это должен быть первый и главный критерий, на который ориентируются родители — не ценой здоровья.
Да, если учеба дается более сложно, то мы должны быть снисходительны к результатам. От этого в жизни ничего не зависит, а от здоровья — да. Но только мы об этом как-то очень поздно начинаем задумываться.
Фото: freepik.com