Главная Общество СМИ Нескучный сад

На Валааме вырос город-скит

Осенью этого года на Валааме, впервые после 94-летней паузы в храмовом строительстве «Северного Афона», на месте бывшего кирпичного завода был построен и освящен новый Свято-Владимирский скит. По словам автора проекта, главного архитектора Товарищества реставраторов Андрея АНИСИМОВА, они решали сложную задачу: старались вписаться в архитектурную эклектику Валаама и продемонстрировать настоящий русский стиль.

Осенью этого года на Валааме, впервые после 94-летней паузы в храмовом строительстве «Северного Афона», на месте бывшего кирпичного завода был построен и освящен новый Свято-Владимирский скит. По словам автора проекта, главного архитектора Товарищества реставраторов Андрея АНИСИМОВА, они решали сложную задачу: старались вписаться в архитектурную эклектику Валаама и продемонстрировать настоящий русский стиль.

Первые монастыри скитского типа были основаны в Египте в конце IV века учениками преподобного Антония — святым Аммоном и преподобным Макарием Египетским. Согласно описанию пресвитера Руфина (70-е годы IV века), монашеская жизнь в Пустыне келий — свое название получила из-за множества рассеянных по пустыне келий — была организована достаточно аскетично, туда удалялись только те, кто приготовился к уединению. Отшельники жили по одному в келье, на большом расстоянии друг от друга. Только по субботам и воскресным дням они встречались в храме. На расстоянии суточного пути от Пустыни келий находилась местность, называемая Скит (от коптского Schiet, что значит «пространная равнина»). Монастырь, основанный здесь в IV веке преподобным Макарием Великим, получил такое же название. Впоследствии подобные ему по укладу жизни и духовному строю монастыри стали называться скитами. Позже скиты стали строить в тех монастырях, которые сильно разрастались, чтобы сохранить возможность уединения для братии. Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами. Всесвятский скит на Валааме тоже очень аскетичный, закрытый, например, женщин туда не пускают.

pict2575

Раньше на Руси храмы строились десятилетиями: сначала сам храм, а потом к нему пристраивались приделы, гульбища (крытые галереи), колокольни, звонницы. Наш Свято-Владимирский скит тоже разрастался постепенно, но только в процессе проектирования. Изначально в скиту предполагалось построить один храм, рядом — отдельно — братский корпус и трапезную. В процессе работы над эскизами в планах наместника Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия появились еще два придела, музей, иконописная мастерская и крестильня.

Тогда мы решили собрать все это в единый ансамбль — как в традиционном северном доме. Там все функциональные части дома, кроме пожароопасной бани и отдельно стоящего амбара (чтобы не голодать в случае пожара), находятся в одном помещении. Климат обязывал людей так строить. И мы дерзнули и сделали скит единым комплексом — городом под крышей, который внутри соединен проходами.

В Свято-Владимирский скит вошли: Патриаршая резиденция, три храма — Свято-Владимирский, торжественный, но без излишеств, храм мученицы Людмилы (домовый храм Патриаршей резиденции) и храм Всех Святых, аскетичный, для братии, — а также крестильня, братский корпус, музей, иконописная мастерская. Жить в скиту будут монахи-иконописцы. Все строительство у нас заняло два года.

Весь комплекс скита можно обойти семью или десятью разными путями, не выходя на улицу. При этом все удачно разделено: паломники не мешают братии, братия не отвлекается на паломников. Паломники проходят в музей, не попадая на территорию резиденции, по лестнице внутри колокольни поднимаются наверх в Свято-Владимирский храм, из окна гульбища видят резиденцию и потом по другой лестнице покидают этот храм. Братский корпус также построен с той целью, чтобы сохранить возможность уединения для монахов. Всесвятский храм — только для иноков, даже в хоре там поют насельники скита. А Свято-Владимирский — парадный, для праздников и торжественных случаев. На Валааме мы также впервые попробовали себя как дизайнеры облачений для певчих.

Мы хотели показать достоинства почти забытой русской храмовой архитектуры. Уже в XVII веке сложилось мнение, что древняя русская архитектура уступает европейской. Вот немцы, итальянцы, говорили, это да, красота! А наши, темные, не умели так строить! И русские зодчие начиная с XVII века стали перенимать позднюю обмирщенную Европу. И не только новое строили в таком стиле, но и старое ухитрились переделать. Например, Соловецкий монастырь в XIX веке полностью перестроили. Все деревянные дома и храмы Русского Севера, включая Кижи, обшили доской, нарисовали кирпичики, крыши накрыли железом, раскрасили. Получилось жалкое подобие каменного Петербурга. Думаю, это не вина архитекторов, а беда того времени. Многие, кстати, считают Валаам жемчужиной северного русского стиля. Конечно, Валаам — жемчужина Севера, только русский стиль здесь ни при чем. Русский Север — это деревянные храмы в Карелии, Архангельской и Вологодской области XV-XVII веков. Таких шатровых деревянных храмов больше нет нигде. А каменные храмы Пскова и Новгорода (XII-ХIII века) — это уже продолжение византийской традиции, Валаам же выстроен в разных стилях. Есть прекрасные неорусские образцы, например шатровый храм Никольского скита, Смоленский скит построен в стиле русского модерна, центральный Преображенский собор — в византийском, в архитектуре скитов виден поиск нового русского стиля.

img_9835

Проектируя новый скит, мы решили остановиться на сложной композиции, центром которой является шатровый храм. Для северной архитектуры это наиболее распространенное решение, а для Валаама во многом — традиционное. Например, когда мы заходим на корабле в Монастырскую бухту, в первую очередь видим шатровый Никольский скит — он стоит на обрыве мыса, который выходит в озеро. Также шатровые на Валааме Всесвятский скит и колокольня главного Преображенского храма. И эта архитектура совершенно органично вписывается в Валаамский ландшафт. Красиво смотрятся высокие шатровые храмы на фоне северной природы — скал и сосен.

См. также: Россия — это много маленьких храмов

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.