Позвонила подруга: «Пошли на выставку Василия Нестеренко в Манеже!». Какая выставка в такую жару? Но подруга жалуется на тяжелый период в жизни, семейные неурядицы, нужно куда-то пойти. «Попросят тебя идти поприще, пройди два», а тут и не поприще – выставка..Неделя до закрытия, выставка вечером немноголюдна. Почти пустые прохладные залы. Ну, конечно — как я и думала. Скукотища.
И первая же картина привлекает взгляд. «Околица»: колея дороги с лужами, и деревянная изгородь, запахло травой -как же хочется туда, на простор! Деревня на картинах Нестеренко везде — автор любит свою Родину, любит эти просторы, забытую, одинокую нашу деревню и оторваться от полотен невозможно.
Вот большой коричнево-серый дом, с дырявой крышей, покосившимися окнами, врастающий в землю, птицы на крыше, береза. Не белая красавица с зелеными листочками — обломившаяся, надорванная, обрушенная ветром. Но не до конца — большая ветвь растет в сторону, и на ней много листьев. Эта береза — словно символ нашей деревни. Символ нашей Родины … Дом стоит на краю обрыва, а там, за ним — бескрайняя Русь. И береза поднимется, и кто-то починит этот домик сильной хозяйственной рукой.
Нестеренко, наверное, много путешествует: вот он в Псково-Печерском монастыре. Печеры осенью. Святая горка. Вот Сахалин и Курилы. Устюг. Афон. Вот восход над Пантелеимоновым монастырем. На переднем плане- крупные камни: художник как бы сидит на них и неторопливо пишетзеленоватые купола в Афонском небе. Можно прощупать каждый камешек, и ты понимаешь, как он нагревается на палящем солнце.
Только два женских портрета на этой выставке подписаны. Это портрет мамы и портрет певицы Ирины Архиповой. Другие персонажи женских портретов овеяны тайной остается только гадать. Жена? Сестра? Политический деятель? Актриса? Кто прототип барышни с веселыми глазами и жизнерадостной улыбкой, пьющей чай за столом, уставленным вареньями? Какой это век? Девятнадцатый? Эта румяная красавица заражает радостью – и вы присаживайтесь, вот и чашечка налита!
А в правом-то углу.. голубоглазый черный кот с белыми усами… Его сразу и не разглядишь.. первый-то взгляд на розовые щеки, яркую шаль, да на варенье.. Какие уж тут коты! Ты начинаешь непроизвольно подсчитывать- вот это абрикос, а эта трехлитровая — с вишней, а рядом- малина, не иначе.. Да еще и пряники.. даже слышишь их запах…мятный, свежий… А в окне – Москва!
Много картин о войне, о наших героях.
Но особо хочется сказать- о героях духовных. Одна из картин : «Наедине с собою». Осень. Почти нет листьев. Опали деревья. Тускло. Несолнечно. И среди такой понурой природы- иеромонах. В черной мантии, плотно сидящей скуфье. В своей обыденной одежде. И в сосредоточенных глазах такая радость духовная… «Наедине с собой» — это проповедь монашества, она говорит об иночестве больше, чем это можно сказать словами. Это известный архимандрит? Нет. Не угадали. Печеры. 1995 год.
Где же нам взять этой тишины здесь, в миру? Как быть счастливым с самим собой? Найти такую гармонию, как во взгляде инока? Ведь весь его вид говорит – я счастлив. Счастлив такой радостью, которую не выразишь словами.Хочется такой портрет повесить у себя дома. Чтобы среди суеты, пробегая, остановиться. Заглянуть в эти глаза. Подумать- может и не надо так прилепляться душой к всему земному, за чем именно в данный момент я бегу? Может попроще быть?
До закрытия выставки осталось три дня….