Лет 20 назад в одном из своих последних интервью известный советский философ Мераб Мамардашвили (1930-1990) выступил с рядом «программных» тезисов. Говоря о тех центробежных процессах, которые в то время перестроечными темпами шли по всему Советскому Союзу, «грузинский Сократ» позволил себе следующее знаковое высказывание (прошу простить за неизбежный когнитивный диссонанс, но из «песни» слов не выкинешь):
«Конечно, существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы — грузины — нет… Посмотрите на тбилисские дома, тротуары — общественное пространство… Грязные ворота, обветшалые дома, даже крысы и обваливающиеся стены. Таков вид снаружи, зато внутри благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой… Эта атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует, как я уже говорил, у русских… На стол я стелю скатерть, а не газету. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен…»
Конечно же, «любим» мы Мераба Константиновича «не только за это». Да и само его высказывание мало отличается от многих других «интеллигентских афоризмов» тех лет. Думаю, многие еще помнят, как в течение конца 80-х – 90-х всевозможные «телемудрецы», выступая на государственных каналах, методично разрушали привитые еще в детсадовском возрасте «патриотические идеологемы». И не стоит думать, что в этом преуспели только те, для кого Россия была лишь чужой им «тюрьмой народов». Свои, доморощенные «мыслители» старались не меньше. Чего стоит «Россия, одумайся, ты одурела!» Юрия Карякина или не менее гуманное воззвание «цвета российской интеллигенции» «Раздавите гадину!». Думаю, многие помнят, что в оригинале это высказывание («Ecrasez l’infâme!») принадлежало одному из родоначальников той самой интеллигенции Вольтеру, адресовавшему эти слова против Церкви. Наши же интеллигенты в октябре 1993-го призывали раздавить «красно-коричневых оборотней», а если точнее – демократически избранный российский парламент – Верховный Совет, накануне уже расстрелянный из танков во имя «торжества демократии».
Но вернемся в Грузию. Нет, я не буду тратить время читателей, напоминая исторический контекст и детали Георгиевского трактата (саркастически замечу лишь то, что составлялся сей эпохальный документ отнюдь не на газете, в которую заворачивалась селедка). Также как не хочу вспоминать ужасы череды гражданских войн, начавшихся в перестройку, войн, не прекращающихся до сего дня. Остановлюсь лишь на самом факте их существования.
Да. Сегодня на постсоветском пространстве идет гражданская война. Затяжная, вялотекущая, не столь кровопролитная, как всем известные исторические гражданские войны в США и России. Но именно война. И именно в Грузии проходит одна из ключевых линий ее фронта. Тот факт, что при недавнем взрыве в Кутаиси по, казалось бы, случайности (в которой, однако, очень многие увидели промыслительный знак) погибли женщина и ребенок, лишний раз доказывает трагическую нелепость этого факта.
При этом, когда мне говорят «грузино-осетинская» или же «грузино-абхазская война», я каждый раз не могу скрыть внутреннего протеста. Да, были, есть и будут межэтнические противоречия (ведь хоть «во Христе несть ни эллина, ни иудея», в мире дольнем они существуют). Но говорить о тех, кто еще вчера вместе ходил на пионерские и комсомольские собрания (или даже в одну церковь), собирались за длинными кавказскими свадебными столами, а сегодня смотрит друг на друга сквозь оптику прицела, как о представителях «враждующих государств», можно только закрыв глаза на действительность.
И если еще вчера, в те дни августа 2008-го, когда русские войска, спасшие жизни тысяч мирных осетин, уже стояли в Гори и Сенаки, призыв «Танки на Тбилиси!» в российском руководстве не был воспринят серьезно, то сегодня все больше людей начинают понимать, что только так, хирургически, мы могли раз и навсегда остановить затянувшуюся гражданскую войну. Увы, в том, что «южное подбрюшье» России до сих пор находится в руках сюрреалистичного коллаборационистского режима Михаила Саакашвили, есть и наша вина. Но если обратиться к историческим аналогиям, то можно вспомнить, что 90 лет тому назад столь же трагикомичное меньшевистское грузинское правительство вело переговоры с США, надеясь на получение статуса подмандатной территории. Однако этого не произошло, а потому не прошло и года, как Грузия вновь стала частью Империи. «Красной Империи».
Сегодня же я искренне надеюсь, что русские танки еще будут в Тбилиси (также как и в Киеве, и многих других городах исторической России). И это отнюдь не «бряцание оружием», но подлинный (а не либеральный) гуманизм. Это банальная констатация того, что только в сильной многонациональной Империи возможно нормальное сосуществование исторически конфликтующих народов. В противном случае неизбежно начинаются попытки построения «колбасного рая» за счет «неполноценных соседей», выливающиеся кровью и слезами. И, кстати, нельзя забывать и о том, что с точно такой же неизбежностью гражданские войны ведут к церковным раздорам. И это опять-таки сегодня наиболее наглядно демонстрирует трагическое разделение между православными грузинами, абхазами и осетинами, разрешить которое ни Грузинская, ни Русская Православная Церковь пока не в состоянии. Напомню, что ни в Российской Империи, ни в Советском Союзе национальные и религиозные конфликты в том виде, в котором они себя проявили в момент крушения этих держав, были просто невозможны.
И еще. Взорвать прошлое, не затронув настоящего, нельзя. И кутаисская трагедия лишь в очередной раз обнажила этот факт. Конечно же, грузинский скульптор Мераб Бердзенишвили, создавший 30 лет тому назад Мемориал воинской славы, едва ли мог подумать, что произнесенные чуть позже слова тезоименитого философа Мамардашвили станут одной из «тротиловых шашек» под его творение. Едва ли об этом думал и сам философ. Но в том факте, что именно «интеллигентские» прагматически-русофобские мечты о «колбасном рае», которые в перестроечном угаре витали во многих (в том числе и русских) головах, породили сегодняшнюю войну, не сомневаются уже многие. Впрочем, тот же самый «тротил» я вижу и в попытках наших «либералов» (а также некоторых вторящих им «белых патриотов») избавить Россию от «идеологем» и «мифологем» Великой Отечественной. Апология всевозможных «героев РОА» со всей очевидностью взрывает настоящее хотя бы потому, что разрушает последнюю историческую скрепу, связующую народы и поколения некогда единого Отечества, ныне раздираемого вялотекущей гражданской войной. Как сдетонирует этот «тротил» страшно даже представить.
Но любые братоубийственные войны когда-то заканчиваются. И очень часто их конец бывает настолько ужасным, что в школьных учебниках о нем лучше упоминать лишь вскользь. Именно таким был год завершения русской Гражданской войны века прошлого, когда красный и белый террор завершился безумным голодом, из-за которого потерявшие разум люди, уже не разбирали ни красных, ни белых, ни женщин, ни детей. Надеюсь, подробности не нужны. Упаси нас Бог от подобного исхода!
Ну и «Ecrasez l’infâme!», конечно! Но об этом отдельно. Чуть позже.
Читайте также: Протоиерей Александр Ильяшенко: Амбиции грузинских политиков для них важнее человеческой жизни
Безнравственный облик генерала Власова