На Ямале разбился вертолет, искавший «Святую Анну»
В результате крушения вертолета погибли три человека, сообщила пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СК РФ. Погибшие принимали участие в экспедиции Русского географического общества «По следам двух капитанов» по поиску шхуны «Святая Анна».
Связь с машиной пропала накануне. 18 апреля три вертолета летели из Коми на остров Белый. Robinson R-66 совершали перелет из поселка Амдерма Ненецкого автономного округа. При подлете к острову Белый ухудшились погодные метеоусловия. Один из вертолетов отправился на разведку, остальные два взяли курс на поселок Сабетта.
Обратно вертолет уже не вернулся. У него сработал аварийный маяк, который передавал координаты GPS. На указанное место с ближайшей метеостанции на двух снегоходах выехала поисковая партия из трех человек. Прибыв на место, они обнаружили, что весь экипаж погиб. На борту находились три человека: командир воздушного судна, второй пилот и штурман. Все трое погибли от полученных травм на месте. Воздушное судно разрушено.
По данному факту СК РФ возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Следствием рассматривается ряд версий случившегося, в том числе техническая неисправность, ошибка пилотирования и погодные условия.
18 апреля из Москвы отправилась экспедиция «По следам двух капитанов», которая должна была продолжить попытки найти следы пропавшей в 1914 году легендарной экспедиции капитана Георгия Брусилова. Об этом сообщает «Интерфакс». Предполагалось, что базовый лагерь экспедиции будет располагаться на самой северной пограничной заставе России «Нагурская» (остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, Архангельская область).
Экспедиция Брусилова в 1912 году впервые в истории попыталась пройти Северным морским путем под российским флагом. Путешествие закончилось неудачей: шхуна «Святая Анна», на которой плыли исследователи, уже через неделю пребывания в Арктике была затерта льдами.
Через полтора года дрейфа часть команды покинула судно и после этого разделилась. Четыре человека под руководством старшего рулевого Петра Максимова продолжили путь пешком и погибли, как предполагают исследователи, в районе острова Земля Георга. Другие участники во главе со штурманом Валерианом Альбановым продвигались на каяках.
В итоге выжили только два члена группы: штурман В.Альбанов и матрос А.Конрад. На мысе Флора (Земля Франца-Иосифа) их подобрали участники экспедиции Георгия Седова, возвращавшиеся с зимовки на судне «Святой Фока» в Архангельск. Дневники Альбанова легли в основу романа Вениамина Каверина «Два капитана».
В 2013 году, на месте, где были зафиксированы последние координаты шхуны, были установлены радио-буи. С их помощью ученые пытались выяснить, куда именно отнесло судно. Буи перемещались не на запад, как предполагалось, а на восток. В этом году исследователи истории Арктики планировали продолжить эксперимент. Восемь человек отправились в экспедицию на трех легких вертолетах.
Руководил экспедицией директор национального парка «Онежское Поморье» Олег Продан. Ранее он рассказал ТАСС, что маршрут вертолетной экспедиции пройдет через Архангельск, Нарьян-Мар, поселок Амдерма на побережье Карского моря, остров Белый, Мыс Желания архипелага Новая Земля и остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), где будут произведены дозаправки топливом. «Рассчитываем при благоприятной погоде уложиться в 12-14 дней», — уточнил Продан.