Случилось так, что о выходе новой книги глубоко чтимого мною Алексея Львовича Беглова «Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы» я узнал пару месяцев назад, а попала она ко мне в руки только сейчас.
За это время наша жизнь изменилась глубоко и непоправимо. Прежнего больше не будет, хотя Бог еще не отер всякую слезу с наших очей, и смерть, плач, вопль и болезнь не ушли, но умножились (Откр. 21:4). Многое предстоит отстраивать заново уже в недалекой перспективе. Тем важнее видеть реальное устройство элементов сегодняшней реальности, понимать, как они — то есть мы — дошли до жизни такой.
Фундаментальный тысячестраничный труд подоспел в этом смысле как нельзя более вовремя. Здесь важно, что эта работа отвечает высоким академическим стандартам. Автор подбирает богатый разнообразный материал и дает свои комментарии, как и надлежит историку, sine ira et studio, остраненно и спокойно.
Раскаленная атмосфера дискуссий и конфликтов былых времен доходит до нас через призму беспристрастного и объективного анализа.
Такая интонация заслуживает внимания, более того, подражания. Она пригодится нам в решении проблем сегодняшнего и завтрашнего дня.
Объективность изложения не означает, что у автора нет собственной позиции. Напротив, она выражена в каждом из разделов книги ясно и определенно. Коротко ее можно сформулировать так: любовь к Церкви, доверие к людям, свобода и достоинство во Христе.
Работа уникальна по историческому охвату, по крайней мере, из числа трудов, написанных на российском материале. Открывается книга анализом принципиальных отличий древнерусского прихода от прихода синодального периода, завершается обзором судьбы прихода в советское время. Начало и конец этой эпохи продолжительностью в несколько веков охарактеризованы более обобщенно, хотя описание и анализ никак нельзя назвать приблизительными. Содержательное ядро книги, где изложение становится подробным и даже скрупулезным, посвящено времени от Великих реформ Александра II до завершения Поместного Собора 1917–1918 годов. Тут на первый план помимо перемен в реальной приходской жизни и вокруг нее выходят планы, проекты, дискуссии.
Живое слово дискуссий разных лет подробно и полно звучит на страницах книги. Из воронки сегодняшнего дня вызывает добрую зависть свобода суждений, бывшая обычной в нашей Церкви 150 и 100 лет тому назад. Обычной, нормальной, естественной. Само собой разумеющейся. И не только среди мирян-пиджачников, но не менее среди клира. И среди архиереев. Зачастую — особенно среди архиереев. Мы хорошо понимаем, когда, куда и почему делась эта естественная свобода суждений, но от этого хорошая зависть и сопряженная с ней горечь не становятся меньше.
Не буду пересказывать содержание большого тома, здесь это невозможно. Но советую зайти в сеть и посмотреть хотя бы оглавление.
Какие же исторические уроки, вызывающие необходимость размышления, обсуждения и действия, можно вынести при чтении книги Алексея Беглова об истории православного прихода на закате империи? Какие ключевые сюжеты устроения церковной жизни волновали наших предшественников? Вот в первом приближении часть из них.
Имеет ли приход частно-правовую природу объединения людей в любви и свободе или он элемент единой системы управления и контроля.
Это административно-территориальная единица или «покаяльная семья», собравшаяся вокруг духовного отца.
Духовенство — это особое сословие или равная и неотделимая часть церковного народа. Священник — это отдельная профессия или служение призванного народом уважаемого человека. Должен ли священник «работать священником» или служить людям, живя мирским заработком и подаянием.
Насколько высоки преграды между мирянами и клиром, между клиром и архиерейством. Сколь велико и значимо социальное неравенство внутри духовенства и всей Церкви. Как оно влияет на отношения людей в Церкви — между собой и ко Христу.
В чем состоят возможности реального внутреннего самоуправления приходской жизнью. Каковы формы, правила, процедуры и пределы такого самоуправления. Должен ли приход владеть собственностью, в первую очередь своей землей, своим церковным зданием, иными постройками.
Есть ли альтернатива теневой приходской экономике и принудительным епархиальным платежам и в чем она могла бы заключаться. Насколько применима в церковной экономике гражданская формула «No taxation without representation».
Может ли приход выбирать себе пастыря — предлагать своего кандидата архиерею. Или, по крайней мере, отказываться от пастыря, назначаемого против воли прихода. Каковы последствия недобровольного перемещения клириков с прихода на приход. Да и архиереев с кафедры на кафедру.
Чем Церковь служила государству вчера и служит сегодня. Каковы для нее потери и приобретения на этом пути. Как связаны между собой приходская жизнь и местное гражданское самоуправление. Каковы границы участия духовенства в гражданских делах и гражданской администрации в делах приходских.
В какой мере исторические каноны, созданные в ранней Церкви, могут служить основанием современного устройства приходской жизни. Насколько удовлетворительно ее сегодняшнее правовое регулирование. Как должны уравновешиваться автономия прихода и соборность Церкви.
Ждет ли нас в обозримое время «приходская революция», подобная событиям первой четверти XX века.
И главное. Может ли православное христианство в его сегодняшнем состоянии создавать в России такие общественные отношения, которые проецировали бы христианские идеалы за пределы церковной ограды. Может ли оно не проповедовать ртом, а свидетельствовать собой о Христе.
Как-то так. Для начала.
Трагические события самых последних дней, когда все лица обнажились, резко ускорили давно наметившиеся процессы.
Система православных поместных церквей в своем нынешнем виде относительно молода и сложилась в XIX – первой половине XX веков. В начале XXI столетия вся эта система вошла в глубокий кризис.
Нашей Поместной Церкви сложнее других, ее положение усугубляет тяжелейший груз больного наследия митрополита и патриарха Сергия. Не думаю пока вслед за некоторыми публицистами, что на смену нынешнему церковному управлению придет «свободная ассоциация православных приходов». Во всяком случае, не думаю, что это произойдет скоро. Но исторический тренд «куда-то туда» есть. Это не вызывает сомнений и носится в воздухе. Значение ныне закрепощенного православного прихода в жизни нашей Церкви будет увеличиваться.
Тем важнее видеть, какие проблемы жизни прихода уже обсуждались в не столь давние времена, когда свободная дискуссия в нашей Церкви была возможна. Видеть, какие развилки были пройдены, какие предложения делались, что было принято и что отвергнуто. И какие последствия потом вытекали из принятых решений.
Так что могу лишь повторить: книга Алексея Беглова вышла очень вовремя. Когда свободная дискуссия в нашей Церкви вновь будет возможна, причем на всех уровнях, наши сегодняшние размышления с карандашом в руках над этой книгой окажутся востребованы. Она станет своего рода историческим конструктором, путеводителем по местности.
В завершение надо сказать хорошее слово об издательстве «Индрик», которое выпустило книгу в свет. Создатель «Индрика» Кирилл Алексеевич Вах за три десятилетия работы издательства стал одним из тех людей, которые не слишком известны широкой публике, но все вместе образуют собой опору, дающую русской культуре возможность жить и развиваться.
Спасибо Алексею Беглову, автору. И спасибо всем, а это много людей, кто содействовал работе над рукописью и выходу книги в свет. Благодаря вам каждый из нас еще раз убеждается, что не бредет без дороги в чистом поле. У нас есть наша история и наша культура. И мы не одиноки, мы есть друг у друга.
Поживем еще. Нынешнее смутное время не навсегда. Впереди будет много работы.
*Беглов А.Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. – М.: Индрик, 2021. – 1048 с.