Истории за рулем: поучительные, забавные, грустные, наблюдения и размышления священников и мирян, водящих машину. Приглашаем обсуждать, комментировать и присоединяться к рубрике со своими рассказами.
Идеи и концепция Марии Свешниковой и священника Феодора Людоговского.
Феодор Людоговский, священник
р. 28.05.1976
женат с 2003 г., четверо детей
диак. хиротония 07.04.2008
иер. хиротония 12.10.2008
водит. права – с 2000 г., реальный стаж вождения – с 2004.
общий километраж – свыше 60 тыс (из них половина – за последний год)
машина: Hyandai Elantra, АКП
год выпуска: 2010
у нынешнего владельца: с 2010
пробег: 34 тыс км
За минувший летний сезон я наездил довольно много: с середины мая до конца августа накатал тысяч пятнадцать. Конечно, значительная часть этого километража – стандартные маршруты: из дома (Ново-Переделкино) в храм (Мытищи) и на дачу (Можайский район).
Но были и особые поездки.
В июне мы вдвоём с женой ездили в Ростов Великий, Ярославль, Кострому и Углич (на дачу возвращались через Тверь и Клин). Через несколько дней – печальное путешествие: ездил в Питер на отпевание и похороны Лены Садиковой. Об этой замечательной девушке надо, конечно, написать отдельно.
В июле всей семьей выбрались в Смоленск: с одной стороны, хотел показать жене и детям город, где жили мои предки, с другой – это была пробная однодневная поездка на существенное расстояние.
Получилось на троечку: из тринадцати часов, прошедших от выезда с дачи до возвращения, одиннадцать мы потратили либо на дорогу, либо на еду. Из оставшихся двух часов половину провели в местном парке (в том числе на аттракционах). Еще час пришелся на посещение гимназии, где директорствовал мой пращур (в здании шёл ремонт, поговорить удалось лишь с уборщицей), и кафедрального Успенского собора. На что-либо сверх того уже не было ни времени, ни сил.
В общем, мы поняли, что такие вылазки возможны, но расстояния всё же должны быть поменьше (а вот машина желательно побольше – но, как говорится, мечтать не вредно).
А через пару недель мы с сыном отправились на еще более раннюю нашу прародину – в Рославль. Как я уже писал, мой предок, протоиерей Федор Петрович Людоговский, служил в Благовещенском соборе этого города. Храм давно разрушен – это я знал, но хотелось, тем не менее, добраться до этих мест, посмотреть, походить, подышать, наконец. И мы поехали.
Доехали относительно быстро и спокойно (хотя, как потом выяснилось, не по самой хорошей и короткой дороге). Первым делом стали искать какой-нибудь храм. Нашли – Преображенский монастырь. Там купили книгу о храмах Рославльского уезда. Автор – местный историк и краевед иеромонах Рафаил (Ивочкин). Далее направились в краеведческий музей. Осмотрели экспозицию (среди прочего был представлен макет Благовещенского храма). Пообщались с научными сотрудниками. Думали узнать у них что-нибудь новое о прот. Феодоре, о возможных родственниках. Но выяснилось, что наша фамилия им незнакома. Ну, тогда я сам рассказал им, что знал, – они были рады.
А затем мы со Львом отправились в местную библиотеку – потому что именно там, как нам сказали в музее, можно найти краеведа Светлану Юрьевну Курцапову, с которой я общался на интернет-форуме «Электронный Рославль» и от которой узнал много нового и интересного о Людоговских, живших на Смоленщине. И нам действительно удалось с ней встретиться (произошла, как теперь говорят, развиртуализация), а также пообщаться с ее коллегой – Светланой Николаевной Курсаковой, сотрудницей библиотеки и тоже краеведом.
Выезжая из Рославля, мы не могли не побывать на месте Благовещенского собора, одним из организаторов строительства и настоятелем которого был прот. Феодор. Как я уже сказал, при советской власти (еще до войны) собор был разрушен. Сейчас на месте храма стоит памятник Ленину. Как говорил ослик Иа-Иа, удивляться не приходится…
Следующим пунктом нашего путешествия была самая ранняя прародина – сельцо Бабичи, пожалованное в 1648 году Мартину Людоговскому польским королем Владиславом IV. При помощи навигатора (прибора для блондинок, по мнению моего дяди) и путем расспроса местных жителей мы нашли эту деревню. В наши дни она представляет собой десяток домов, не образующих единую улицу, а довольно хаотично разбросанных на краю поля. Думаю, что и 350 лет назад картина была весьма схожая.
Назад мы ехали по другой дороге – по трассе А-101 (Калужское шоссе). И всё бы было хорошо, если бы мы ехали в Москву. Но нам нужен был Можайск. А посему, следуя указаниям навигатора, мы в один прекрасный миг свернули с трассы налево, потом свернули еще раз – и оказались на дороге с весьма специфическим, с позволения сказать, покрытием: там были сплошные камни.
Навигатор велел ехать вперед 12 км. Выбирать не приходилось – обычная карта ничего не проясняла, а дело близилось к ночи. Подождав, пока я проехал почти весь предписанный путь, навигатор распорядился повернуть направо. Но никакого поворота нигде не просматривалось. Дорога петляла, но никак не кончалась; населённых пунктов видно не было. Навигатор посоветовал проехать еще 11 км, потом еще 13…
Ровно в полночь я остановился на странном перекрестке. За спиной была дорога, по которой мы приехали. Прямо и чуть влево виднелось ее продолжение. Направо под острым углом отходила еще одна дорога – такого же качества, если не хуже. Кажется, именно туда нас отправлял навигатор. У меня было сильное подозрение, что в результате мы вновь окажемся в той точке, где свернули с шоссе. На наше счастье, в этот момент с того самого подозрительного ответвления выехала «девятка».
«Люди, – воззвал я, – скажите, а где я нахожусь, а?» Ничуть не удивившись, мужики в Жигуле ответили: «Калужская область, такое-то охотхозяйство». «Калужская область…» – в немалом удивлении протянул я. Я-то думал, что мы в двух шагах от Можайска, а это должна была быть Московская область. Но, так или иначе, ехать нам надо было именно туда, откуда выехал Жигуль, – так нам объяснили его пассажиры. Навигатор отчаянно пытался завести нас в какие-то дебри, но мы не дали сбить себя с толку и меньше чем через час были на даче.
В следующем году хочу добраться до других населенных пунктов Смоленской области, где в XIX веке были замечены Людоговские (Жарынь, Краснозаборье и др.), а также до Могилёвской области в Белоруссии – там тоже много потенциальных родственников.
Впрочем, Смоленск я уже увидел: в первых числах октября смоленская гимназия им. Н. М. Пржевальского отпраздновала тройной юбилей – 225 лет со времени основания народного училища, 250 лет со дня рождения первого директора гимназии и 50-летие школьного музея. Было интересно.
Читайте другие «истории за рублем» в рубрике Автобатя