В неделю пред Богоявлением – Мк 1:1–8 (зач. 1):
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Богоявление – любимый русским народом праздник, однако он несколько затмевается предшествующим ему праздником Рождества Христова. Между тем по своим богослужебным особенностям Богоявление (Крещение, Просвещение) – наверное, самый значимый, самый торжественный среди всех неподвижных двунадесятых Господских праздников. Хотя его предпразднство длится четыре дня – на день меньше, чем у Рождества Христова, но попразднство Богоявления составляет восемь дней (не считая самого дня праздника), это на день длиннее попразднства Воздвижения и на два – Рождества. На вечерне праздника, совершаемой в крещенский сочельник, читается 13 паремий (больше – пятнадцать – только в Великую субботу). И, так же как Воздвижение Креста Господня и Рождество Христово, праздник Крещения обрамлен особыми днями – субботой и воскресеньем перед Богоявлением и субботой и воскресеньем после Богоявления. В эти дни положены свои евангельские и апостольские чтения.
Сегодня, в неделю (воскресенье) перед Богоявлением мы слышим начало Евангелия Иисуса Христа. Конечно, здесь идет речь не столько о начале книги, сколько о начале возвещения Благой Вести о спасении людей Сыном Божиим. И всё же – с чего начинает свое повествование каждый из евангелистов? Если кому-то кажется, что все Евангелия похожи друг на друга, то вот здесь мы как раз увидим существенные отличия.
Сын Зеведеев, Апостол Иоанн Богослов, со свойственной ему высотой богомыслия говорит в начале книги о предвечном бытии Божественного Слова. Евангелие от Луки – прозелита, апостола из числа семидесяти, весьма скрупулезно относившегося к источникам, – открывается рассказом о событиях, предшествующих зачатию и рождению Предтечи. Матфей, создавший свое изложение Благой Вести для уверовавших евреев, начинает с родословия Иисуса Христа, сразу переходя к рождению Спасителя. Апостол Марк написал самое краткое Евангелие (его иногда называют историей Страстей с пространным введением): первое, о чем он говорит, – это проповедь Иоанна Предтечи о Мессии.
Евангелист Марк цитирует пророков Ветхого Завета, предрекших явление миру строгого аскета, бесстрашного обличителя, проповедника покаяния. Первая цитата – из пророка Малахии (в этом году день его памяти – 3/16 января – приходится как раз на воскресенье перед Крещением Господним). Приведем первые стихи третьей главы этой пророческой книги: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал 3:1–4). Исполнение этих слов мы видим в земной жизни Спасителя.
Далее евангелист приводит слова пророка Исаии. Вот что говорит этот великий среди пророков, именуемый нередко ветхозаветным евангелистом: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис 40:1–5). Исаия говорит о возвращении избранного Богом народа из вавилонского плена; Марк свидетельствует об искуплении Богочеловеком всех народов земли из рабства греху, из пленения смертью.
Крещение («погружение», «омовение») Иоанна имело прообразовательный, символический характер. Но оно, как и вся жизнь Предтечи, указывало на осуществление в полноте того, что должно было свершиться в последние, мессианские времена: на крещение Духом Святым, ниспосланным от Отца Сыном – Сыном, воплотившимся, родившимся, а впоследствии распятым, воскресшим и вознесшимся на небеса.
А первый шаг к открытому служению Богу и людям Господь Иисус Христос совершил, придя на Иордан и, как и многие иудеи, приняв крещение от святого пророка Иоанна.
Читайте также: