Зачем писать книгу об Иисусе Христе, если в Евангелии о Нем все сказано
Эта книга состоит из шести томов, все они уже написаны и будут издаваться с периодичностью в 2-4 месяца. Первая книга «Начало Евангелия» содержит вводный раздел, посвященный тому, что такое Евангелие, почему их четыре, кто такие евангелисты, какие есть иные источники, чтобы восстанавливать события из жизни Христа, как евангельская история вписывается в известные нам исторические повествования. Там же рассмотрены различные теории, выдвигаемые современными учеными.
В последующей тематической части рассмотрены начальные главы четырех Евангелий до выхода Иисуса Христа на проповедь, призвание учеников и начало конфликта с фарисеями и книжниками. Это предыстория рождения Иисуса Христа, Благовещение, история Его Рождества. Затем – проповедь Иоанна Крестителя, появление Иисуса на берегах Иордана, Крещение, искушение в пустыне. На этом первая книга заканчивается.
Вторая книга будет целиком посвящена Нагорной проповеди, а третья – чудесам Иисуса Христа. Четвертая книга – о притчах Христа. Пятая книга называется «Агнец Божий» и посвящена материалу из Евангелия от Иоанна, который не имеет параллелей в синоптических Евангелиях. Шестая книга посвящена развязке евангельской истории – суду над Иисусом Христом, Его страданиям, Его крестной смерти, Его воскресению и явлениям ученикам.
Книга внушительна по объему – в ней 800 страниц и 330 иллюстраций, она имеет определенную ориентацию на науку – там есть сноски, подстрочные примечания, библиография, а также греческие и еврейские слова. Но вся эта наукообразность, тем не менее, не делает книгу недоступной для широкого читателя.
Выступая на мероприятии, митрополит Иларион сказал:
«Книга, которая сегодня представлена на презентации, посвящена Иисусу Христу. Казалось бы, что можно еще сказать об Иисусе Христе после того, что о Нем было написано и сказано? Наверное, нет в истории человека, о котором написано и сказано хотя бы одна сотая, даже одна тысячная, от того, что написано и сказано об Иисусе Христе. Объем литературы, посвященной Его Личности, Его жизни и Его учениям, поистине неисчерпаем.
Может возникнуть вопрос: а почему этому Человеку посвящено столько книг? И зачем о Нем снова писать, если о Нем столько написано? Некоторые даже спрашивали: а зачем писать книгу об Иисусе Христе, если в Евангелии о Нем все сказано.
Действительно, в Евангелии все о Нем сказано, но оказывается, что Евангелие не для всех людей является в полной мере доступно. Я в этой книге основываюсь на Евангелии как на основном и, по сути дела, единственном достоверном источнике сведений об Иисусе Христе. Для того, чтобы понять Евангелие, чтобы образ Иисуса Христа раскрылся для человека, необходимо иметь определенный подход к евангельскому тексту.
Я в своей книге сравниваю евангельский текст с сокровищем, которое спрятано в сейфе, закрытом на два замка. И чтобы этот сейф открыть и с этим сокровищем соприкоснуться, нужно иметь два ключа.
Первый ключ – понимание того, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, реальным человеком».
Существовал ли Иисус?
Казалось бы, кто сомневается в существовании Иисуса? Но в советское время в школах говорили, что Иисус Христос – литературный персонаж, созданный на основе древнеегипетских и древнегреческих мифов об воскресающих и умирающих богах. Многие узнавали об Иисусе Христе по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Митрополит Иларион рассказал, как в детской музыкальной школе, на уроке музыкальной литературы ученики слушали «Страсти по Матфею» Баха, и учительница должна была рассказать, о чем там идет речь и как эти произведения построены: «Чтобы рассказать сюжет, она взяла роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и по главе, посвященной Иешуа Га-Ноцри, она изложила нам эту историю. Евангелие тогда было недоступно».
Далее владыка Иларион продолжил:
«Каждый год, даже каждый месяц, появляются все новые и новые так называемые революционные биографии Иисуса. То ученые нам говорят, что Иисус был революционер, который хотел освободить еврейский народ от римлян, но у него ничего не получилось, и его распяли, как участников восстания Спартака. То нам говорят, что Иисус был странствующий философ-киник, который ходил из города в город и проповедовал идеи кинизма. И много других теорий возникает и озвучивается. Таких книг много на Западе, но и в России их достаточно много продается.
Я думаю, что единственным достоверным источником о жизни Иисуса является Евангелие. Я это доказываю на протяжении всех шести томов своей книги. У нас нет других источников, и любые альтернативные образы Иисуса, которые создаются учеными, неизбежно грешат в лучшем случае односторонностью, в худшем – это то, что один современный ученый назвал «сфабрикованным» Иисусом. Образ Иисуса фабрикуется на основе каких-то представлений об этой эпохе, о том, что этот человек мог говорить. Создаются самые фантастические образы Иисуса Христа вместо того реального образа, который раскрывается на страницах Евангелия.
Первый ключ в познании Христа – это понимание того, что Иисус Христос был реальным человеком со всеми присущими ему свойствами, чертами характера, эмоциональностью. В этой книге целая глава посвящена эмоциональному портрету Иисуса – что Он был за человек? Какой у Него был характер? И оказывается, мы это узнаем из Евангелия, что Он умел радоваться и плакать, Он скорбел и страдал, Он уставал и спал, Он переживал тяжелейшие физические и нравственные мучения.
Но другой ключ – понимание того, что Иисус Христос был не только человеком. Он был Богом – Богом, Который стал человеком. Именно это определило значимость Его человеческой истории. Потому что если мы посмотрим на отдельные элементы Его человеческой истории, то кажется, что ни в каждом из них в отдельности, ни в их совокупности, нет ничего уникального.
Иисус был Богочеловеком
Разве не было людей, которые учили нравственным истинам? Разве те аспекты нравственного учения, которые Иисус Христос проповедовал, не были в той или иной степени озвучены одним, или другим, или третьим философом? А разве не было несправедливо осужденных людей? А разве не было людей, которых распяли на кресте? После восстания Спартака шесть тысяч человек распяли на крестах, и поставили эти кресты вдоль Аппиевой дороги. Почему ни один из этих крестов не оказал такого влияния на историю человечества, на философию, на мировоззрение, на искусство, на культуру, на личные судьбы тысяч, миллионов людей? Потому что история Иисуса Христа – Его земная человеческая история – это не только история человека, но это история Бога, ставшего человеком.
Я в своей книге показываю, что тот факт, что Иисус был Богочеловеком, не делает Его ни полубогом, ни получеловеком. Он не был каким-то неполноценным человеком, и Он не был человеком, которому то, что Он был Богом, как либо помогало, например, претерпевать физические страдания.
Когда я начинал писать эту книгу, я хотел написать одну книгу про Иисуса Христа. И мне казалось, что в одну эту книгу я сумею вместить то, что я хочу о Нем сказать. Но по мере работы с текстом стало понятно, что весь этот гигантский материал уместить в одну книгу не удается, потому что для меня самым интересным было работать с текстом. Я работал с греческим текстом Евангелий, и каждый раз, когда то или иное изречение встречается более чем в одном Евангелии, я проводил сравнительный анализ. Почему один евангелист рассказал так, а другой несколько иначе? Почему один акцентировал то, а другой это?»
Замеченные несоответствия владыка определил как подтверждение достоверности евангельского текста: «Если бы повествования были абсолютно идентичные, то это значило бы, что был сговор. Это как свидетельские показания, которые обычно не бывают едиными. Разные детали драгоценны тем, что все эти свидетельства производят живой голос Иисуса Христа, производят Его образ».
В презентации приняли участие:
председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион; президент торгового дома «Библио-Глобус», президент НП «Гильдия книжников», заслуженный работник культуры Российской Федерации Борис Есенькин; научный руководитель Государственного архива РФ доктор исторических наук Сергей Мироненко; президент Академии Российской словесности, поэт, художник Юрий Беляев; вице-президент Европейского фонда славянской письменности и культуры, вице-президент Академии Российской словесности, заслуженный юрист Российской Федерации Валерий Наринян.
Среди гостей были руководители учреждений культуры, руководители крупных издательств, духовенство Русской православной Церкви, представители других иностранных конфессий, дипломаты.
Глава и вице-президент Академии Российской словесности вручили митрополиту Илариону высшую награду Академии – золотую пушкинскую медаль «Ревнителю просвещения».
Текст и фото Тамары Амелиной