На Рождество Христово – Мф 2:1–12 (зач. 3):
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Рождество Христово – один из главных праздников Православной Церкви, а на Западе – самый главный. Но возник он, как известно, не сразу. Сперва он был частью праздника Богоявления, и лишь с середины четвертого века стал отделяться от него (впервые – в Римской Церкви). Впрочем, и сейчас некоторые богослужебные тексты позволяют заключить, что Рождество – своего рода предпразднство Богоявления. Вот что мы слышим на 9-м часе в рождественский сочельник: «Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь, пеленами, якоже земен, повивается, Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит утвердивый Небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну одождивый людем, волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления». Те православные христиане, которые приходят в храм не только на Пасху, но стараются бывать и на службах Страстной седмицы, конечно, узнали образец, в соответствии с которым написано это песнопение: это – стихира Великой пятницы «Днесь висит на древе…» Как страдания Спасителя есть необходимое условие его воскресения и победы над смертью, так и Его рождение мыслится как пролог к Его открытому явлению всему миру.
Но и Рождество, и Крещение, и вся земная жизнь Богочеловека имела целью спасение не одного лишь избранного народа, но всех людей – в том числе и язычников. И тот отрывок из Евангелия, который мы читаем на рождественской литургии, – он не столько о самом событии праздника, сколько о его последствиях.
В третьем зачале Евангелия от Матфея главные действующие лица – волхвы. Что мы знаем о них? Из Евангелия – почти ничего. Но читая Священное Писание, мы можем (и даже должны) руководствоваться Священным Преданием (частью которого, собственно, и является Библия). Поэтому мы можем вновь обратиться к рождественской службе.
Из текста службы мы узнаём, во-первых, что наименование вохвов царями – не только лишь западноевропейская традиция. Персидскими, восточными царями их именует и наше богослужение: «Волсви, персидстии царие, познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, от светлыя звезды водими, достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, злато, и ливан, и смирну, и, падше, поклонишася: видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго» (стихиры на литии, слава); «Приидите, видим, вернии, где родися Христос, последуем прочее, аможе идет звезда с волхвы, восточными цари; Егоже Ангели поют непрестанно тамо, пастырие свиряют песнь достойную, слава в Вышних, глаголюще, днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы в Вифлееме Иудейстем» (седален по полиелее). Таким образом, земные, восточные цари принесли дары Царю царей и Востоку востоков.
А во-вторых – и это, пожалуй, интереснее, – в волхвах Церковь видит первых язычников, обратившихся ко Христу. «Начаток язычников небо привело Тебе, Младенцу, лежащему в яслях, звездою призвав волхвов…» (ипакои по 3-й песни канона); «Волхва древле Валаама словесы ученики, мудрыя звездоблюстители, радости исполнил еси, звезда от Иакова, возсияв, Владыко, языков начаток вводимый приял же еси яве: слава силе Твоей, Господи» (2-й тропарь 4-й песни 1-го канона на утрене; русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота): «Воссияв, как звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости посвященных в тайны слов Валаама, древнего прорицателя, мудрых наблюдателей звезд, к Тебе как начаток языческих народов приведенных, и открыто принял их, дары Тебе приятные приносящих»).
В событиях, непосредственно связанных с Рождеством Христовым, мы видим предвосхищение истории Церкви, предвосхищение самой Церкви – богочеловеческого Собрания. Вот на иконе и в службе пастухи – евреи, избранные из избранного народа, а вот волхвы – избранные из язычников. Те и другие пришли к новорожденному Богу, собрались у Его колыбели. Младенец Христос объединил их друг с другом, соединил с Собой, претворил в Церковь. (Да, вероятно, пастухи и волхвы пришли не одновременно, но хронология тут не так уж важна, а иконография и гимнография со смелостью, свойственной символическому мышлению, ставят рядом тех и других.)
Волхвы, поклонившись Богу, Богом сохраненные от злобы Ирода, ушли, как говорит евангелист, в страну свою. Могли ли они молчать о виденном? Нет – так же, как, наверняка, не молчали и пастухи. И вот мы видим апостолов прежде апостолов, проповедающих языческим народам пришествие в мир Бога-младенца.
Волхвы ушли – а звезда осталась. Она и сейчас висит над колыбелью младенца-Христа и зовет нас повторить путь волхов и поклониться новорожденному Богу.