Кто пришел в Церковь в сознательном возрасте, помнит, как радовал поначалу пост, как легко было его соблюдать. Но часто с годами радость проходит, наступает охлаждение, и приближение поста пугает. Перед началом Великого поста протоиерей Алексий Потокин в интервью Правмиру ответил, в чем причины этого охлаждения и почему даже при таком отношении к посту лучше его не нарушать.
Почему не радует пост?
— Отец Алексий, многие признаются, что с годами пост перестает быть в радость, воспринимается чуть ли не как повинность. Почему так происходит?
— Дело в том, что наше отношение к Богу зеркально отражает отношение к людям. Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя — это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо.
Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу.
И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство — главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена.
Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном.
Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11), который по праву считается родоначальником монахов, всю жизнь проводил в посте и молитве. Почему? Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело.
В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва — не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного.
Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост. Но неофитам Господь дает возможность почувствовать радость от воздержания, узнать себя. В каком бы возрасте человек ни пришел в Церковь, на первых порах он для Бога ребенок, младенец — в духовном смысле. За детей поначалу все делают родители, но постепенно приучают их к самостоятельности. Не всем детям это нравится — нам гораздо приятней, когда с нами нянчатся, а мы ни за что не отвечаем.
Так и в отношениях с Богом. Не за труды наши, а по великой любви Своей Бог дает новоначальным благодать, чтобы они поняли смысл духовной жизни, но потом предлагает потрудиться самим. Спросите любого человека, что лучше: ездить на коляске или ходить на своих ногах? Ответ очевиден. Но когда речь идет не о физических возможностях, а о духовной жизни, мы не хотим ходить, предпочитаем, чтобы Бог носил нас на Своих плечах. Хотим брать, а не отдавать. При таком отношении пост не может быть в радость.
Отказ от поста — выбор в пользу страстей
— И надо ли в этом случае принуждать себя к посту или честнее будет не соблюдать то, что не в радость? Может быть, именно тогда, не соблюдая пост, человек почувствует сначала опустошенность, а потом и потребность в посте?
— Как вы понимаете, принудить к посту никого нельзя — это свободный выбор каждого. Мы можем лишь попробовать понять, что полезней для души. Опять я проведу аналогию с отношениями между людьми. Даже в отношениях с самыми близкими бывают моменты раздражения, неприязни вплоть до враждебности — такова падшая человеческая природа. Но и в эти минуты можно поступить порядочно, проявить доброе отношение к ближнему — сдержать свои негативные эмоции, не поднять руку на человека, не ранить его худым словом.
Один подвижник говорил: «Грех побеждает человека легко, но стоит сопротивляться». Зло сильнее нас, но даже в малом сопротивлении ему есть свидетельство веры. «Грех предо мною есть выну (то есть всегда)», — это слова из 50 псалма, который входит в утреннее правило. Кто читает правило не автоматически, а вдумываясь в слова молитв, понимает свой эгоизм, сребролюбие, чревоугодие — свои немощи, — а раз понимает, уже становится иным. Он понемногу, незаметно для других и для себя, меняется, потому что борется со своими страстями. Меняется, несмотря на то, что всегда терпит в этой борьбе поражение.
Мне страшно подумать, что бы я натворил, если бы без борьбы потакал своим страстям. Они сокрушили бы все и всех вокруг, а в итоге и меня самого. Это тоже путь, который помогает убедиться в своей негодности, но все же лучше узнавать правду о себе, не доходя до таких крайностей.
«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз», — читаем мы, готовясь к причастию, а священник, выходя из алтаря с Чашей, повторяет эти слова. Изначально понимаем их как гиперболу, но те, кто в Церкви не один год, убеждаются, что это глубочайшая правда, правда, которая не убивает, не приводит в отчаяние, а дает необыкновенную радость — столько мне простили! Простили, потому что я хотел этого, просил милости, хоть вполсилы, но трудился. Бог никому Себя не навязывает, но всегда отвечает взаимностью на пусть даже робкую попытку человека восстановить отношения.
Представьте, что я с вами только познакомился и первое время радуюсь каждой встрече, каждому вашему приходу. А потом меня это начинает утомлять: приходите — отвлекаете меня от телевизора, компьютера, других игрушек. Вы сразу почувствуете перемену отношений и после двух-трех таких встреч перестанете приходить. Пройдет немного времени, и я почувствую, как одинок, пойму, какое сокровище променял на пустяки: дружбу, взаимность — на игрушки. И не на кого обижаться — сам сделал свой выбор.
Отказ от поста — тоже выбор в пользу страстей. Поэтому лучше не соблазняться, а сопротивляться. Нет в сердце молитвы и покаяния — я все равно прочитаю молитвенное правило. Не хочется поститься — доверюсь многовековому опыту Церкви, святых и не стану вкушать скоромное. Лучше такой тупой фарисейский труд, чем непротивление страстям. Этот труд, возможно, не сразу, но принесет плоды, и пост и молитва снова станут глубокой внутренней потребностью.
Пост — возвращение к жизни не одинокой, не себялюбивой, а во взаимности с другим. Отказ от скоромной пищи и необязательных развлечений — только средства, а цель поста — восстановление взаимности.
Не лишить себя Пасхальной радости
— Это помогает понять цикл великопостных богослужений. Но ряд важнейших служб Великого поста совершается в будни, и многим прихожанам не удается попасть ни на чтение канона Андрея Критского, ни на 12 Евангелий, ни на вынос Плащаницы, ни на погребение Христа.
— Ничего страшного. Работа — это послушание, а послушание выше поста и молитвы. Важно, как человек относится к тому, что из-за работы не может попасть на вечернюю великопостную службу. Если он переживает, что сегодня не в церкви, Господь ему воздаст. Потому что его нет в храме по не зависящим от него обстоятельствам, но душой он с Церковью, участвует в ее жизни.
А вот когда он радуется, что по уважительной причине ему не надо стоять три часа на 12 Евангелиях, это, как вы понимаете, совсем другой сердечный настрой. Но и при таком настрое возможно восстановить взаимность, если искренне сожалеть о своем маловерии и просить у Господа, чтобы укрепил в вере.
Вспомните «Слово огласительное на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь». Всех принимает Господь: и тех, кто много трудился, и тех, кто мало. Принимает, если человек хочет, чтобы встреча с Господом состоялась. Но если он решит не поститься, потому что пост стал ему в тягость, велика вероятность, что и встретиться с Господом он не захочет и даже не придет в Пасхальную ночь в храм. Выбор за человеком. Искушения в духовной жизни неизбежны, но пусть каждый подумает, хочет ли он лишить себя Пасхальной радости.
Беседовал Леонид Виноградов
Читайте также:
Главный враг и главная добродетель поста