О Страшном суде – Мф 25:31–46 (зач. 106):
Сказал Господь: когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Евангелие – чрезвычайно простая книга. И то нравственное учение, которое возвестил нам Спаситель, – оно для своего понимания не требует использования сложных построений, обилия философских категорий. Сказано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39) – и это всё. Не добавить и не убавить. Осталось только возлюбить себя истинной любовью и распространить эту любовь на ближних.
Столь же проста и нынешняя притча. И даже не притча это – а описание того, в чем будет участвовать каждый христианин (и каждый нехристианин тоже). Предметы, о которых говорит Господь, настолько просты, настолько очевидны, что здесь нельзя что-либо домыслить, или лукаво переиначить, или ввязаться в спор о терминах. Всё предельно ясно для всякой души, для всякой совести.
Речь идет о том, что мы называем нынче социальным служением и благотворительностью. Но за этим красивым наименованием можно увидеть разное. Кто-то подумает: вот есть люди, которым плохо; я, будучи христианином, должен помочь им. Но это не евангельский взгляд на ближнего (да и на себя самого). Когда я протипоставляю себя ему, ей, им – я ставлю себя в какое-то особое положение, а моя помощь превращается в великодушное одолжение: мне вообще-то самому неплохо, но есть люди, у которых не всё складывается благополучно, – что ж, я помогу им.
А вот если мы вспомним слова Христа о любви к ближнему, мерилом которой Он делает любовь человека к себе самому; если мы всерьез воспримем Его слова о Страшном суде – и для начала хотя бы просто испугаемся, ибо наши дела (точнее, отсутствие дел) обличают нас, – тогда мы не будем различать себя и их. Точно так же, как Христос не различает Себя и нас, но, напротив, полностью отождествляет.
Хотим ли мы, когда у нас пустой холодильник (от безденежья или от невозможности выйти на улицу из-за сломанной ноги), чтобы пришел кто-нибудь из наших друзей и, как добрый волшебник, выложил бы на стол хлеб, масло, сыр, чай, геркулес, гречку, картошку, сайру, помидоры – а может быть, и вино, которое веселит сердце человека? Но и мы сами можем стать такими волшебниками.
А кто откажется от поддержки ближних в ту минуту, когда нам сообщили о страшной болезни, и кажется, что жизнь бессмысленна уже сейчас, хотя впереди еще месяцы или даже годы? Но в таком случае и наше сердце должно быть открыто тем, кто оказался раздавлен подобным известием.
А если завели на нас дело, обвинив в чем-либо неправедно или же (да не будет!) предъявив справедливые обвинения? От тюрьмы да от сумы не зарекайся – правильно ведь говорят. Хотели бы мы тогда, чтобы рядом оказался кто-то добрый и и сильный, который развеял бы этот кошмар, дал бы надежду, утешил? Да, конечно.
И чтобы это было так, мы сами должны утешать, ободрять, дарить надежду.
Впрочем, голод, и нагота, и узы темницы бывают не только телесными. Есть и духовные узы, и голод, и жажда.
Сегодня мы празднуем память Константина Философа, просветителя славян. Наши далекие предки, будучи язычниками, в течение столетий и тысячелетий не знали истинного Бога, пребывая во тьме и сени смертной. Но настало время – и началось просвещение славян светом Христовым. Одно за другим молодые славянские государства принимали святое крещение. И однако оставалась немалая трудность: богослужение в христианских храмах совершалось где по-гречески, где по-латыни – но не на понятном для славян языке.
Мы не знаем в точности, каковы были мотивы солунских братьев заняться переводами богослужения на славянский язык. Может быть, как сообщает житие, их отправили в Моравию царь и патриарх – в ответ на просьбу моравского князя Ростислав прислать его народу «епископа и учителя».
Есть также вероятность, как утверждают другие исследователи, что просвещение славян было давней задумкой святых братьев, к осуществлению которой они долго и тщательно готовились. В конце концов, одно не исключает другого. Так или иначе, святые учители Константин Философ и Мефодий, архиепископ Моравский, выполнили завет Спасителя: накормили алчущих слова Божия, посетили томящихся в темнице неверия и неведения. И, несомненно, услышали голос Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!»
Молитвами святых равноапостольных Мефодия и Кирилла да даст нам Господь возлюбить ближних наших как самих себя и да помилует нас на Страшном суде Своем. Аминь.
Читайте также:
Рассказы о милосердии