Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Мф. 3: 13–17
Сегодня во время освящения воды священник обращается к Богу с молитвой. Он говорит Ему: «Ты – Бог Неописанный, Безначальный и Неизглаголанный»[1]. Слова эти велики. И недостаточны для того, чтобы описать Христа.
Мы говорим о том, что нам хорошо быть в доме Божием. Мы это чувствуем. В такие праздники, как Богоявление, это чувствуется особенно пронзительно и ясно, и нам не нужно никаких тому подтверждений.
Но вот что важно обдумать именно в этот день, в день Крещения Господня.
Дом Божий – это не только место, где живет Бог. Это место, где мы с Ним хотим жить. Где Он хочет, чтобы мы жили. И это желание и намерение Божие потесниться для нас в Своем дому и составляют содержание праздника.
Великий, Невместимый, Безначальный и Непостижимый Бог принимает от Иоанна крещение в малюсенькой речонке. Те из вас, кто бывал на Иордане, знают, что река эта не ахти как хороша. И желание в ней искупаться может возникнуть только по особому благочестию. А Христос принимает там крещение.
Бог потесняется в Своем дому, чтобы вместить как можно больше – не жильцов, не попутчиков – Своих. Он наводит в этом доме порядок и чистоту, снабжает его всем необходимым, чтобы никогда не возникало желания из него уйти.
Мы с вами знаем, как часто нам лень пойти в храм. Как часто у нас возникают поводы этого не делать. Как часто мы себя уговариваем. А с кого нам пример взять? С Бога. Он всегда хочет пойти в храм ради встречи с нами. У Него не бывает такого настроения, при котором Он отказал бы человеку в общении. И сегодня, крестившись во Иордане от земнородного человека, Он начинает необычайнейшую историю мира и любви с земнородными.
Поблагодарим Господа. Поблагодарим не только тем, что крестным знамением осеним себя, не только тем, что прочтем молитву. Попробуем поблагодарить Его жизнью своей.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»
[1] «Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный» (Последование великого освящения воды).