Недавно на «Правмире» вышла статья о насилии по отношению к мужчинам. Тема непростая, оттого особенно важно подавать ее взвешенно и корректно. Я понимаю, насколько непросто говорить о явлениях, к которым общество только присматривается, как важно выверять каждое слово, объяснять новые термины и пересматривать впитанные с детства, и потому кажущиеся естественными, привычки.
Именно поэтому я не смогла пройти мимо материала «Психолог Ирина Чей: “Женщины своего насилия не замечают”» и объяснить, что в нем пошло не так.
Важная проблема — пытаться рассказывать о насилии по отношении к мужчинам в сравнении с насилием по отношению к женщинам. Я вижу в каждом материале о насилии в отношении женщин обязательные комментарии: «Но ведь и мужчинам бывает плохо!»
Смешивать эти явления настолько же логично, как пытаться выяснить, что тяжелее — пересадка почки или холера. Любой человек, столкнувшийся не только с насилием, но и несправедливостью или даже объективными жизненными трудностями, имеет право получить и сочувствие, и компетентную помощь. Зачем обязательно становиться рядом с транспарантом: «Мне еще хуже»?
Можно сказать, что одна из задач современного поколения — учиться сочувствовать другому человеку. Давайте рассмотрим сложности, с которыми сталкиваются мужчины на постсоветском пространстве и выясним, что из этого насилие, а что — нет.
Власть насилия
Насилие всегда неразрывно связано в проявлением власти. Власть — это социальный конструкт по навязыванию другим людям своей воли, даже если они не хотят и сопротивляются. Реализоваться власть может через авторитет (в том числе моральный), право и насилие.
Насилие, будучи инструментом власти, бывает разное: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое. В результате пострадавшая от насилия сторона имеет видимый и измеряемый урон, но с точки зрения автора насилия этот урон обоснован, потому что жертва насилия нарушила правила игры.
Еще раз подчеркну — насилие содержит социальную составляющую и направлено на подавление бунта, связанного с отказом соблюдать установленные правила подчинения и обслуживания согласно занимаемых в иерархии рангов.
Слово «абьюз» (от англ. — «злоупотребление») стало употребляться в системах, называющих себя демократическими и ратующими за равенство и свободы для всех людей. Это конкретная форма насилия, связанная со злоупотреблением имеющейся и измеримой власти.
Например, если муж работает, а жена сидит дома и воспитывает детей, то мужчина может быть автором финансового злоупотребления по отношению к своей жене, а вот жена к мужу — нет. Более того, если муж не дает жене денег, и она его за это «пилит» — это тоже не насилие к мужчине, а попытка женщины выжить в ситуации насилия.
Когда мы можем говорить о том, что мужчина стал жертвой абьюза? Когда у другого есть над ним ощутимая власть. Поэтому чаще всего мужчины страдают от других мужчин, которые выше их по статусу.
Особенно эти виды насилия процветают в закрытых мужских сообществах: армии и тюрьме. Тот, кто находится выше на иерархической ступени, в патриархальном обществе наделяется правом эксплуатировать других мужчин.
Более того, люди ниже статусом расчеловечиваются. На разных этапах человеческого развития не людьми (а значит, существами, чьи моральные и физические страдания стоит брать во внимание примерно настолько же, сколько и рогатого скота) признавались женщины, рабы, люди неправильной расы или религии, люди с особенностями развития и особыми физиологическими потребностями.
В настоящее время насилие власти присуще людям с формами психических расстройств, где отсутствует эмпатия, то есть возможность поставить себя на место другого человека и представить его чувства.
Сексуальные злоупотребления
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, 1 из 13 мужчин в детстве подвергался актам сексуального использования. Скорее всего, в реальности эта цифра куда больше, поскольку культура мачизма очень жестко относится к жертве. Как правило, авторами насилия и в этом случае выступают мужчины. А гомосексуальное изнасилование переживается невероятно тяжело в том числе и из-за того, что оно выступает также актом понижения в иерархическом статусе: «Ты теперь не можешь считаться мужчиной».
Сексуальная эксплуатация со стороны женщин тоже встречается, хоть и значительно реже. В основном, принуждение к сексу происходит также под страхом перестать быть уважаемым мужчиной: «Ты не мужик что ли? Тебе слабо?»
Репродуктивное насилие также встречается. Женщина может обмануть мужчину и забеременеть от него без его на то желания.
Впрочем, в этом случае у мужчины есть множество доступных и безопасных для здоровья способов контроля за своей репродуктивной функцией при помощи методов контрацепции.
Еще одной формой традиционного насилия над мужчиной считается мужское обрезание в любых целях, кроме медицинских.
Детско-родительские отношения — это та сфера, где абьюз по отношению к мальчикам особенно травматичен. С папами все более понятно: насилие отцов по отношению к мальчикам ничем не отличается от дедовщины. А вот на отношения мальчик-мама давайте посмотрим подробнее.
Темная сторона материнства
Начну издалека. Долгое время и психология, и сексология, и медицина развивались по одному сценарию: «Что работает на мужчинах, годится и для женщин». Только в 1960-х годах прошлого столетия ученые заинтересовались тем, влияет ли пол на то, как человек живет и болеет. До этого, по сути, женщины были лишены квалифицированной помощи, потому что никто не пытался понять их особенностей.
Одной из первых, если не самой первой, работать с женщинами с тяжелыми формами деструктивного и самодеструктивного поведения стала психоаналитик Эстела Уэллдон. Начав изучать детство людей с перверсиями, Уэллдон обнаружила, что многие из них имели опыт насилия в детстве. Только если мужские перверсии были направлены в основном на женщин или подчиненных, то женские — на свое тело и своих детей, которых они бессознательно воспринимали как часть самих себя.
В психологии есть такой закон: силы на творчество и индивидуальность есть только в ресурсном состоянии. У людей, переживших тяжелое насилие и травмы, нет сил ни на что, кроме как выживать. Можно сказать, что они похожи на цирковых акробатов, которые вынуждены сохранять баланс, катаясь по жизни на хитрой конструкции из дощечек и цилиндров. Эти дощечки и цилиндры на самом деле ни что иное, как требования соответствовать принятым в обществе эталонам мужественности и женственности.
Депрессии, личностные расстройства, фобии, психопатии — всех их объединяет одна общая черта: в психике развелось слишком много социальных ожиданий. Они постоянно орут в уши: «Сравни себя с идеалом и устыдись, как ты ничтожен и плох». И чем глубже психический ущерб, тем меньше человек чувствует наличие у себя каких-либо желаний, кроме желания стать не просто достаточно хорошим, а идеальным. Чтоб никто и слова не сказал. Чтоб никто не придрался. Чтобы насилие не повторилось вновь.
Для того, чтобы сохранять баланс, удерживаясь на нашей цирковой конструкции, человек помогает руками. В правой руке он держит идеализацию, а в левой — обесценивание. Эти механизмы помогают устранить любой конфликт, убрав его из зоны внимания.
Мужские перверсии формируются вокруг идеализации власти и обесценивания слабости. А вот с женщинами всё оказалось не так просто. Уэллдон пришла к выводу, что в основе женских перверсий лежит идеализация материнства и женского служения.
Общество требует от матери и жены всего лишь святости и божественного всемогущества.
Она не должна уставать, она всегда готова выслушать, поддержать, создать уют и накормить без финансовых затрат, при этом прекрасно выглядеть.
Исторически сложилось, что единственное пространство, где женщина могла почувствовать свою власть — это беременность, материнство и хозяйство. При чем рождение мальчика ценилось куда выше, подтверждение чему до сих пор существующие в традиционных культурах селективные аборты. Поэтому чем меньше у женщины физических, психических и моральных ресурсов, тем больше она будет контролировать детей и хозяйство, вытесняя мужчину из кухни и детской.
Так что для любящего мужа такое поведение жены должно стать рупором того, что ей надо помочь, дать отдохнуть и прийти в себя.
Конечно, бывают ситуации, когда психическое состояние женщины в патологически ужасном состоянии (примером такого поведения может служить героиня из фильма «Исчезнувшая»). В такой ситуации необходимо настоять на том, чтобы жена получала квалифицированную помощь психиатра и психолога. Если жена не соглашается — брать ответственность за дальнейшую жизнь на себя, забирать детей и уходить.
Поиск новых идеалов
Каждой эпохе свойственны свои кризисы, вокруг решения которых и формируются коллективные ценности и психика людей. Человечество научилось учить, лечить, получать урожай вне зависимости от погоды и вредителей, облегчило себе труд — и теперь переживает очередной кризис, связанный с ценностями личности и правами человека. Между отменой крепостного права и первым полетом человека в космос прошло всего 100 лет. Мир меняется, и далеко не все за ним успевают.
Постсоветское пространство переживает кризис, с которым европейские мужчины столкнулись в 1980–1990-е. Этот кризис связан с переосмыслением гендерных ролей в обществе. И мужчинам здесь приходится эмоционально сложнее. Во-первых, им приходится делиться властью, которую они раньше имели по факту своего рождения, а, во-вторых, женщины перестали уважать мужчин просто по факту того, что они мужчины. То, что их отцам и дедам доставалось просто так, современным мужчинам приходится добиваться.
Испытывают ли мужчины моральные страдания от того, что мир меняется? Да. Тяжело ли мужчинам искать новые образцы мужественности? Да. Бывает ли мужчинам невыносимо? Да. Более того, изменения в обществе приводят мужчин к особенной депрессии, которая требует иного подхода в психологическом лечении, чем женская.
А следующие за таким состоянием переживания беспомощности и бессилия не всегда решаются достойно. Некоторые мужчины, обратившиеся к психологу из-за собственной агрессии по отношению к близким, с удивлением обнаруживают, что они не хотят причинять насилие, но не знают иных способов справляться с низкой самооценкой, стыдом и беспомощностью, кроме как срываться на других прямо или косвенно.
Правда, среди русскоязычных мужчин обращение к психологу и попытки разобраться в отношениях до сих пор рассматриваются через призму власти насилия: «Ты что, не мужик, не можешь дома порядок навести?» Даже существуют целые мужские движения, пропагандирующие токсичную маскулинность как образец для подражания. Таким образом эти мужчины пытаются закрыть глаза на происходящие в обществе изменения, изо всех сил сохраняя устаревшую картину мира. Правда, их поведение больше напоминает разъяренных подростков, которые хотят сохранить безответственную позицию, где им все должны.
Мировоззренческие кризисы переживаются тяжело и приводят к такому явлению, которое в психологической науке носит название «фрустрация» (от латинского — расстройство замыслов) состояние, где не совпадает желаемое и действительное.
Переживающий фрустрацию ощущает несправедливость, а другого видит настоящим агрессором. Но к настоящему насилию такая ситуация не имеет никакого отношения.
Например, ситуация, когда муж вернулся с работы, а его жена с тремя детьми не приготовила поесть и не навела порядок. Мужчина расстроен. Он ожидал, что его жена будет вести себя так же, как его мама. Мужчина видит в этом проблему, хотя на самом деле это — расходы. Он вполне может сам заняться бытом или заказать доставку готовой еды и уборку, но зачастую ему мешает это сделать не усталость после работы, а низкая самооценка: отсутствие заботы со стороны женщины мужчина может трактовать не как ее усталость, а как наказание за то, что он плохо себя вел.
Еще одна часто встречающаяся ситуация, которая не относится к насилию по отношению к мужчинам — это требование от них ответственного отношения к семье и включенности в поддержание ее жизнеспособности не только деньгами. Мужчина и женщина могут договориться, как им держать дом в порядке, как и кому воспитывать детей, кто у кого может быть на подхвате, если один из супругов устал.
Если женщина «пилит» потому, что она после восьмичасового рабочего дня должна еще мыть, убирать, готовить и проверять уроки, а муж еще и не ценит ее труда, то «пиление» — это естественное последствие выгорания.
Гендерные перевертыши
Для того, чтобы понять, можно ли назвать насилием происходящее в семье, можно поиграть в увлекательную игру: если мы меняем слово «жена» на слово «муж», и нам становится смешно — то это не насилие, а фрустрация из-за изменившихся представлений о роли мужчины и женщины в семье. Если же мы продолжаем ужасаться — то дело в чем-то еще.
Например, мы часто слышим такие объяснения насилия в семье: «Да она достала мужика, ведет себя не как нормальная жена, вот он и врезал». Переворачиваем, и… «Да он достал жену, постоянно ведет себя не как нормальный муж, вот она и врезала».
Насилие? Да, насилие, потому что драться — это административное, а то и уголовное правонарушение.
С радостью от подарка тоже все не так просто. Давайте посмотрим вот на такую ситуацию: «Жена мечтала о массаже, но я подарил ей набор кастрюль, а она недовольна». Меняем на «муж мечтал об удочке, но я подарила ему набор кастрюль, а он недоволен». И звучит смешно. Нет, не насилие — неуважение к потребностям другого. Испытывать недовольство в такой ситуации естественно и нормально.
Еще не насилие — просить мужчину ходить в туалет сидя. Во-первых, это действительно физиологично и, согласно исследованием, профилактика ряда мужских заболеваний. Во-вторых, вообще люди могут ходить в туалет как угодно, хоть в прыжке. Но после них туалет должен оставаться чистым. В закрытых мужских сообществах до сих пор мытьем унитаза унижают и указывают на место в иерархии. Однако если мы строим семью, то уборка — это правило гигиены и забота об окружающих.
Уважение к личности — та основа, на которой строятся современные отношения. На смену власти насилия приходит необходимость уметь слышать, договариваться, искать компромиссы. И чем больше мы находим сил переходить от стереотипов к уникальным потребностям и заменять ригидные правила творчеством, тем меньше в итоге становится насилия. И против женщин, и против мужчин.